Учебники

Современная индийская история — борьба за сварадж

Чтобы заручиться поддержкой народа в их военных усилиях, союзные страны — Великобритания, США, Франция, Италия и Япония пообещали новую эру демократии и национального самоопределения всем народам мира; но после победы они проявили небольшую готовность покончить с колониальной системой.

Национализм собрал свои силы, и националисты ожидали крупных политических выгод после войны; и они были готовы дать отпор, если их ожидания не оправдались.

Экономическая ситуация в послевоенные годы изменилась к худшему. Сначала был рост цен, а затем снижение экономической активности.

Индийская промышленность, которая процветала во время войны из-за того, что иностранный импорт промышленных товаров прекратился, теперь столкнулась с потерями и закрытием.

Индийские промышленники хотели защитить свои отрасли путем введения высоких таможенных пошлин и предоставления государственной помощи; они поняли, что сильное националистическое движение и независимое правительство Индии могут обеспечить их требования.

Рабочие, столкнувшиеся с безработицей и высокими ценами и живущие в крайней нищете, также активно повернулись к националистическому движению.

Индийские солдаты, вернувшиеся со своими триумфами из Африки, Азии и Европы, передали часть своей уверенности и знания о большом мире сельским районам.

Крестьянство, стонавшее в условиях углубляющейся нищеты и высоких налогов, ожидало лидерства. С другой стороны, городские образованные индийцы были несогласны с ростом безработицы.

Главный импульс национальным движениям дал влияние русской революции.

7 ноября 1917 года большевистская (коммунистическая) партия во главе с В.И. Лениным свергла царский режим в России и объявила о создании первого в истории мира социалистического государства — Советского Союза.

Русская революция вселила в людей уверенность и указала лидерам национального движения, что они должны полагаться на силу простых людей.

Правительство, осознавая растущую волну националистических и антиправительственных настроений, вновь решило следовать политике «кнута и пряника», другими словами, уступок и репрессий.

В 1918 году государственный секретарь Эдвин Монтегю и вице-король лорд Челмсфорд разработали схему конституционных реформ, которая привела к принятию Закона о правительстве Индии 1919 года.

Основными положениями Закона правительства Индии 1919 года были —

Провинциальные законодательные советы были расширены, и большинство их членов должны были быть избраны.

Правительствам провинций было дано больше полномочий в рамках системы диархии.

При системе диархии слуховые субъекты, такие как финансы и правопорядок, назывались « зарезервированными » субъектами и оставались под непосредственным контролем губернатора; другие, такие как образование, здравоохранение и местное самоуправление, назывались « переданными » субъектами и должны были контролироваться министрами, ответственными перед законодательными органами.

Губернатор сохранил полный контроль над финансами. Кроме того, губернатор мог отменить министров на любых основаниях, которые он считал особенными.

В центре должны были быть две палаты законодательного органа, т.е.

Нижняя палата, Законодательное собрание , должна была иметь 41 назначенных членов в общей численности 144.

Верхняя палата, Государственный совет , должна была иметь 26 назначенных и 34 избранных члена.

Законодательный орган практически не контролировал генерал-губернатора и его Исполнительный совет. С другой стороны, центральное правительство имело неограниченный контроль над правительствами провинций, и право голоса было строго ограничено.

Индийские националисты, однако, продвинулись далеко за пределы таких остановок. Они больше не желали позволять инопланетному правительству определять свою пригодность для самоуправления, и при этом они не были бы удовлетворены тенью политической власти.

Индийский национальный конгресс провел специальную сессию в Бомбее в августе 1918 года под председательством президента Хасана Имама для рассмотрения предложений по реформе. Он осудил их как «неутешительные и неудовлетворительные» и вместо этого потребовал эффективного самоуправления.

В марте 1919 года британское правительство приняло Закон Роулетта, хотя каждый индус-член Центрального законодательного совета выступал против него. Трое из них, Мухаммед Али Джинна, Мадан Мохан Малавия и Мажар-уль-Хук покинули свой состав Совета.

Этот закон уполномочил правительство сажать в тюрьму любого человека без суда и следствия в суде .

Таким образом, этот закон также позволит правительству приостановить действие права Habeas Corpus, которое являлось основой гражданских свобод в Великобритании.

Закон Роулетта пришел как внезапный удар. Для народа Индии, обещавшего продление демократии во время войны, правительственный шаг оказался жестокой шуткой.

Люди чувствовали себя униженными и были переполнены гневом. Беспорядки распространились по стране и возникла мощная агитация против этого закона.

Во время этой агитации Мохандас Карамчанд Ганди принял командование националистическим движением.

Ганди предложил запланировать «сатьяграху» против закона Роулатта. В 1919 году была сформирована Сатьяграха Сабха, и 6 апреля была назначена дата начала Сатьяграхи .