Современное политическое сознание запоздало развивалось среди мусульман. Поскольку национализм распространился среди индусов и парсов низшего среднего класса, он не смог одинаково быстро расти среди мусульман того же класса.
После подавления восстания 1857 года британские чиновники заняли особенно мстительную позицию по отношению к мусульманам, повесив 27 000 мусульман только в Дели.
Чтобы проверить рост единого национального чувства в стране, британцы решили более активно следовать политике «разделяй и властвуй» и делим людей по религиозному признаку. Они поощряют общинные и сепаратистские тенденции в индийской политике.
Британцы продвигали провинциализм, говоря о господстве бенгальцев. Они пытались использовать кастовую структуру, чтобы настроить не-брахманов против брахманов, а низшие касты против высших каст.
В UP и Бихаре, где индусы и мусульмане всегда жили в мире, англичане активно поощряли движение заменить урду в качестве придворного языка на хинди.
Сейид Ахмад Хан заложил основы мусульманского коммунизма, когда в 1880-х годах он отказался от своих прежних взглядов и заявил, что политические интересы индусов и мусульман не совпадают, а различаются и даже расходятся.
Сейид Ахмад Хан проповедовал полное послушание британскому правлению. Когда в 1885 году был основан Индийский национальный конгресс, он решил выступить против него и попытался организовать вместе с Раджа Шивой Прасадом из Варанаси движение лояльности британскому правлению.
Сейид Ахмад Хан призвал мусульман не прислушиваться к призыву Бадруддина Тябджи присоединиться к Национальному конгрессу.
Сайид Ахмед Хан и другие подняли вопрос о специальном обращении с мусульманами в отношении государственных услуг.
Бомбей был единственной провинцией, где мусульмане довольно рано занялись коммерцией и образованием; и националистический конгресс включил в свои ряды таких блестящих мусульман, как Бадруддин Тьябджи, Р.М. Саяни, А. Бхимджи и молодой адвокат Мухаммед Али Джинна.
В своем президентском обращении к Национальному конгрессу 1886 года Дадабхай дал четкую уверенность в том, что Конгресс будет заниматься только национальными вопросами и не будет заниматься религиозными и социальными вопросами.
В 1889 году Конгресс принял принцип, согласно которому он не будет принимать никаких предложений, которые большинство мусульманских делегатов на Конгрессе считало вредными для мусульман.
Многие индусы начали говорить о индуистском национализме и многих мусульманах о мусульманском национализме.
Политически незрелые люди не осознавали, что их экономические, образовательные и культурные трудности были результатом общего подчинения иностранному правлению и экономической отсталости и что только общими усилиями они могут освободить свою страну, развить ее экономически и таким образом решить основополагающие общие проблемы, такие как безработица и бедность.
В 1906 году была основана Всеиндийская мусульманская лига под руководством Ага Хана, Наваба Дакки и Наваба Мохсин-уль-Мулька.
Мусульманская лига поддержала раздел Бенгалии и потребовала специальных гарантий для мусульман в государственных службах.
Чтобы повысить его полезность, англичане также призвали Мусульманскую лигу приблизиться к мусульманским массам и занять их руководство.
Образованных мусульманских молодых людей, в частности, привлекали радикальные националистические идеи.
В это время воинствующее националистическое движение Ахрара было основано под руководством Маулана Мухаммеда Али, Хаким Аджмала Хана, Ханна Имама, Маулана Зафара Али Хана и Мажар-ут-Хака. Эти молодые люди не любили лоялистскую политику алигархской школы и больших навабов и заминдаров. Вдохновленные современными идеями самоуправления, они выступали за активное участие в воинствующем националистическом движении.
Маулана Абул Калам Азад, Маулана Мохаммед Али и другие молодые люди проповедовали весть о мужестве и бесстрашии и говорили, что между исламом и национализмом нет конфликта.