Правители штатов Южной Индии установили правопорядок и жизнеспособные экономические и административные штаты. Они обузданы с разной степенью успеха.
Политика штатов Южной Индии всегда была необщинной или светской. Мотивы их правителей были похожи в экономическом и политическом плане.
Правители штатов Южной Индии не допускали дискриминации по религиозному признаку при публичном назначении; гражданские или военные; и повстанцы против своей власти не уделяли большого внимания религии правителей.
Однако ни одному из штатов Южной Индии не удалось остановить экономический кризис. Заминдары и ягирдары , число которых постоянно увеличивалось, продолжали бороться за снижение доходов от сельского хозяйства, в то время как состояние крестьянства продолжало ухудшаться.
В то время как штаты Южной Индии предотвратили любой спад внутренней торговли и даже пытались продвигать внешнюю торговлю, они ничего не сделали для модернизации основной промышленной и коммерческой структуры своих штатов.
Следующими были важные штаты Южной Индии в 18 веке —
Государство Хайдарабад было основано Низам-уль-Мулк Асаф Джа в 1724 году. Он был одним из ведущих дворян эпохи пост-Аурангзеб.
Асаф Джа никогда открыто не заявлял о своей независимости перед центральным правительством, но на практике он действовал как независимый правитель. Он вел войны, заключал мир, присваивал титулы и давал челюсти и должности без ссылки на Дели.
Асаф Джа следовал толерантной политике по отношению к индуистам. Например, индус Пурим Чанд был его деваном. Он консолидировал свою власть, создав упорядоченную администрацию в Декане.
После смерти Асафа Джа (в 1748 году) Хайдарабад стал жертвой тех же самых разрушительных сил, которые действовали в Дели.
Карнатик был одним из субах Великого Декана и, как таковой, попал под власть низама Хайдарабада. Но так же, как на практике Низам стал независимым от Дели, так и заместитель губернатора Карнатика, известный как Наваб Карнатика, освободился от контроля вице-короля Декана и сделал свой пост наследственным.
Рядом с Хайдарабадом наиболее важной державой, возникшей в Южной Индии, был Майсор при Хайдаре Али . Королевство Майсур предписывало свою шаткую независимость еще с конца империи Виджаянагар.
Хайдар Али, родившийся в 1721 году в неизвестной семье, начал свою карьеру в качестве младшего офицера в армии Майсура. Хотя он и не был образованным, он обладал острым умом и был человеком большой энергии, смелого и решительного. Он был также блестящим командиром и проницательным дипломатом.
Умело используя возможности, которые ему открылись, Хайдар Али постепенно поднялся в армию Майсура. Вскоре он осознал преимущества западной военной подготовки и применил ее к войскам под своим командованием.
В 1761 году Хайдар Али сверг Нанджарадж и установил свою власть над государством Майсур. Он захватил Майсур, когда он был слабым и разделенным штатом, и вскоре сделал его одной из ведущих индийских держав.
Хайдар Али распространил полный контроль над мятежными полигарами ( заминдарами ) и завоевал территории Биднур, Сунда, Сера, Канара и Малабар .
Хайдар Али практиковал религиозную терпимость, а его первым Деваном и многими другими чиновниками были индусы.
Почти с самого начала установления своей власти Хайдар Али участвовал в войнах с маратхскими сардарами , низамом и британскими войсками.
В 1769 году Хайдар Али неоднократно побеждал британские войска и достиг стен Мадраса. Он умер в 1782 году во время второй англо-майсурской войны, и ему наследовал его сын Типу.
Султан Типу , который правил Майсором до его смерти от рук англичан в 1799 году, был человеком сложного характера. Для одного он был новатором.
Желание Типу Султана меняться со временем символизировалось во Введении нового календаря, новой системы чеканки монет и новых шкал весов и мер.
Личная библиотека Типу Султана содержала книги по таким разнообразным предметам, как религия, история, военное дело, медицина и математика. Он проявил большой интерес к французской революции.
Типу Султан посадил «Древо свободы» в Срингапатаме, и он стал членом якобинского клуба.
Типу Султан попытался покончить с обычаем давать ягиров , и таким образом увеличил доход государства. Он также предпринял попытку сократить наследственные владения полигаров.
Земельный доход Типу Султана был таким же высоким, как и у других современных правителей — он составлял до 1/3 валового продукта. Но он проверил сбор незаконных прекращений, и он был либеральным в предоставлении ремиссии.
Пехота Типу Султана была вооружена мушкетами и штыками, которые, однако, производились в Майсоре.
Типу Султан постарался построить современный военно-морской флот после 1796 года. Для этого были поставлены две верфи, модели кораблей.
Типу Султан был безрассудно храбрым и, как командир, был, однако, поспешным в действии и нестабильным по своей природе.
Типу Султан выступил в качестве врага для растущей английской власти. Англичане, в свою очередь, тоже его самый опасный враг в Индии.
Типу Султан дал деньги на постройку богини Сарды в храме Шрингери в 1791 году. Он также регулярно дарил подарки и нескольким другим храмам.
В 1799 году, во время четвертой англо-майсурской войны, султан Типу умер.
В начале 18- го века Керала была разделена на большое количество феодальных вождей и раджасов.
Королевство Траванкоре стало известным после 1729 года при короле Мартанде Варме , одном из ведущих государственных деятелей 18- го века.
Мартанда Варма организовал сильную армию по западному образцу с помощью европейских офицеров и вооружил ее современным оружием. Он также создал современный арсенал.
Мартанда Варма использовал свою новую армию для расширения на север, и вскоре границы Траванкора расширились от Каньякумари до Кочина.
Мартанда Варма провела много ирригационных работ, построила дороги и каналы для связи и активно поощряла внешнюю торговлю.
К 1763 году все мелкие княжества Керала были поглощены или подчинены тремя крупными штатами Кочин, Траванкор и Каликут.
Хайдар Али начал свое вторжение в Кералу в 1766 году и в конце концов аннексировал северную Кералу вплоть до Кочина, включая территории Заморин Каликута.
Тривандрум, столица Траванкора, стал известным центром санскритской науки во второй половине 18- го века.
Рама Варма , преемник Мартанды Вармы, сам был поэтом, ученым, музыкантом, известным актером и человеком великой культуры. Он свободно говорил по-английски, увлекался европейскими делами. Он регулярно читал газеты и журналы, издаваемые в Лондоне, Калькутте и Мадрасе.