Учебники

Социально-культурное пробуждение

Западное завоевание выявило слабость и упадок индийского общества. Следовательно, вдумчивые индийцы начали искать недостатки своего общества, а также пути и средства их устранения.

Центральной фигурой в пробуждении был Рам Мохан Рой, которого по праву считают первым великим лидером современной Индии.

Рам Мохан Рой страдал от стагнации и коррупции современного индийского общества, в котором в то время доминировали касты и условности. Народная религия была полна суеверий и эксплуатировалась невежественными и коррумпированными священниками.

Высшие классы были эгоистичны и часто жертвовали общественным интересом ради своих узких интересов.

Рам Мохан Рой обладал большой любовью и уважением к традиционным философским системам Востока; но в то же время он полагал, что одна западная культура поможет возродить индийское общество.

В частности, Рам Мохан Рой хотел, чтобы его соотечественники приняли рациональный и научный подход и принцип человеческого достоинства и социального равенства всех мужчин и женщин. Он был также за внедрение современного капитализма и промышленности в стране.

Рам Мохан Рой представлял собой синтез мысли Востока и Запада. Он был ученым, который знал более десятка языков, включая санскрит, персидский, арабский, английский, французский, латинский, греческий и иврит.

В молодости Рам Мохан Рой изучал санскритскую литературу и индуистскую философию в Варанаси и Коране, а также персидскую и арабскую литературу в Патне.

Рам Мохан Рой был также хорошо знаком с джайнизмом и другими религиозными движениями и сектами Индии.

Рам Мохан Рой интенсивно изучал западную мысль и культуру. Только для изучения Библии в первоначальном виде он выучил греческий и иврит.

В 1809 году Рам Мохан Рой написал свою знаменитую работу « Дар монотеистам» на персидском языке. В этой работе он выдвинул весомые аргументы против веры во многих богов и за поклонение единому Богу.

Рам Мохан Рой поселился в Калькутте в 1814 году и вскоре привлек группу молодых людей, с помощью которых он основал Атмию Сабху .

В частности, Рам Мохан Рой решительно выступал против поклонения идолам, жесткости касты и распространенности бессмысленных религиозных ритуалов. Он осудил класс священников за поощрение и привитие этих практик.

Рой считал, что все основные древние тексты индусов проповедовали монотеизм или поклонение одному Богу.

Рой опубликовал бенгальский перевод Вед и пяти основных Упанишад, чтобы доказать свою точку зрения. Он также написал серию трактатов и брошюр в защиту единобожия.

В 1820 году Рой опубликовал свои « Заветы Иисуса», в которых он попытался отделить моральное и философское послание Нового Завета, которое он восхвалял, от его чудесных историй.

Рой хотел, чтобы высшее нравственное послание Христа было включено в индуизм. Это заработало для него враждебность миссионеров.

Рой энергично защищал индуистскую религию и философию от невежественных нападок миссионеров. В то же время он очень дружелюбно относился к другим религиям.

Рой считал, что в основном все религии проповедуют общее послание и что их последователи — все братья под кожей.

В 1829 году Рой основал новое религиозное общество, Брахма Сабха , позже известное как Брахмо Самадж , целью которого было очистить индуизм и проповедовать теизм или поклонение одному Богу. Новое общество должно было основываться на двух столпах разума и Ведах и Упанишадах.

Брахмо Самадж делал упор на человеческом достоинстве, выступал против идолопоклонства и критиковал такое социальное зло, как практика Сати .

Рам Мохан Рой был одним из первых пропагандистов современного образования, которое он рассматривал как основной инструмент распространения современных идей в стране.

В 1817 году Дэвид Хэйр, приехавший в Индию в 1800 году в качестве часовщика, но всю свою жизнь посвятивший продвижению современного образования в стране, основал знаменитый индуистский колледж .

Рам Мохан Рой оказал наибольшую помощь Харе в его образовательных проектах.

Рой поддерживал за свой счет английскую школу в Калькутте с 1817 года, в которой, помимо других предметов, преподавали механику и философию Вольтера.

В 1825 году Рой основал колледж Ваданта, в котором предлагались курсы как по индийскому, так и по западным социальным и физическим наукам.

Рам Мохан Рой представлял первые проблески роста национального самосознания в Индии.

В частности, Рой выступил против жесткости кастовой системы, которая, как он заявил, « была источником отсутствия единства среди нас. Он полагал, что кастовая система была двойным злом: она создавала неравенство, разделяла людей и лишала их патриотического чувства.

Рам Мохан Рой был пионером индийской журналистики. Он издавал журналы на бенгальском, персидском, хинди и английском языках, чтобы распространять среди людей научную литературу и политические знания, просвещать общественное мнение по актуальным темам и представлять требования и жалобы населения перед правительством.

Рой был также инициатором общественной агитации по политическим вопросам в стране.

Рой осудил репрессивные действия бенгальских заминдаров, которые привели крестьян в ужасное положение.

Рой потребовал, чтобы максимальная арендная плата, выплачиваемая фактическими земледельцами, была фиксированной, чтобы они также могли пользоваться преимуществами Постоянного поселения 1793 года.

Рой также протестовал против попыток ввести налоги на безналоговые земли.

Рой потребовал отмены торговых прав Компании и отмены высоких экспортных пошлин на индийские товары.

Рой выдвинул требования об индийизации высших служб, разделении исполнительной и судебной власти, суде присяжных и равенстве судей между индейцами и европейцами.

Рам Мохан Рой проявлял большой интерес к международным событиям, и везде он поддерживал дело свободы, демократии и национализма и выступал против несправедливости, угнетения и тирании во всех формах.

Рой осудил жалкое положение Ирландии при жестоком режиме заочного землевладения. Он публично заявил, что эмигрирует из Британской империи, если парламент не примет законопроект о реформе.

Радикальная тенденция возникла среди бенгальских интеллектуалов в конце 1820-х и 1830-х годах. Эта тенденция была более современной, чем идеология Роя, и известна как «Движение молодой Бенгалии».

Лидером и вдохновителем движения «Молодая Бенгалия» был молодой англо-индийский Генри Вивиан Дерозио , родившийся в 1809 году и преподававший в индуистском колледже с 1826 по 1831 год.

Дерозио обладал ослепительным интеллектом и следовал самым радикальным взглядам того времени. Он был вдохновлен великой французской революцией.

Дерацио и его знаменитые последователи, известные как Дерозианцы и Молодая Бенгалия, были пламенными патриотами. Возможно, он был первым националистическим поэтом современной Индии.

Дерозио был исключен из индуистского колледжа в 1831 году из-за его радикализма и вскоре после этого умер в возрасте 22 лет от холеры.

Несмотря на это, Дерозианцы продолжили традицию Рам Мохан Роя обучать людей социальным, экономическим и политическим вопросам через газеты, брошюры и общественные объединения.

Сурендранат Банерджи, знаменитый лидер националистического движения, описал дерозианцев как « пионеров современной цивилизации Бенгалии, отцов-призывников нашей расы, чьи добродетели будут вызывать почитание и чьи неудачи будут восприниматься с нежностью ».

В 1839 году Дебендранат Тагор, отец Рабиндраната Тагора, основал Tatvabodhini Sabha для распространения идей Рам Мохан Роя.

Tatvabodhini Sabha и его орган Tatvabodhini Patrika способствовали систематическому изучению прошлого Индии на бенгальском языке.

В 1843 году Дебендранат Тагор реорганизовал Брахмо Самадж и вдохнул в него новую жизнь.

Самадж активно поддерживал движение за повторный брак вдов, ликвидацию многоженства, образование женщин, улучшение положения райотов и т. Д.

Родившись в 1820 году в очень бедной семье, Видьясагар боролся с трудностями, чтобы получить образование, и в конце концов стал директором Санскритского колледжа (в 1851 году).

Хотя Видьясагар был великим ученым-санскритом, его разум был открыт для западной мысли, и он стал представлять счастливую смесь индийской и западной культуры.

Видьясагар ушел в отставку с государственной службы, так как не потерпит чрезмерного официального вмешательства.

Щедрость Видьясагара к бедным была невероятна. У него редко было теплое пальто, которое он неизменно давал первому голому нищему, которого встретил на улице.

Видьясагар разработал новую технику обучения санскриту. Он написал бенгальский учебник, который используется до сих пор. Своими сочинениями он помог в развитии современного стиля прозы на бенгальском языке.

Видьясагар открыл ворота санскритского колледжа и для студентов, не являющихся браминами.

Чтобы освободить изучение санскрита от пагубных последствий самоизоляции, Видьясагар ввел изучение западной мысли в санскритском колледже. Он также помог основать колледж, который теперь назван в его честь.

Он поднял свой мощный голос, опираясь на вес огромного традиционного обучения, в пользу повторного брака вдов в 1855 году.

Первый законный повторный брак индуистской вдовы среди высших каст в Индии был отмечен в Калькутте 7 декабря 1856 года под вдохновением и наблюдением Видьясагара.

В 1850 году Видьясагар протестовал против детских браков. Всю свою жизнь он боролся с многоженством.

Будучи государственным инспектором школ, Видьясагар организовал тридцать пять школ для девочек, многие из которых он вел за свой счет.

Школа Бетьюна, основанная в 1849 году в Калькутте, стала первым плодом мощного движения за образование женщин, возникшего в 1840–1850-х годах.

Будучи секретарем школы Бетьюн, Видьясагар был одним из новаторов высшего образования для женщин.

В 1848 году несколько образованных молодых людей образовали Студенческое литературное и научное общество, которое имело два отделения: гуджарати и маратхи ( днян прасарак мандлис ).

В 1851 году Джотиба Фуле и его жена открыли школу для девочек в Пуне, и вскоре появилось много других школ.

Фул был также пионером движения повторного брака вдов в Махараштре.

Вишну Шастри Пандит основал Ассоциацию повторных браков вдов в 1850-х годах.

Karsandas Mulji основал еженедельную газету в Гуджарати под названием «Сатья Пракаш» в 1852 году для защиты повторного брака вдов.

Выдающимся поборником новой образовательной и социальной реформы в Махараштре был Гопал Хари Дешмукх, который прославился под псевдонимом « Lokahitawadi» .

Дешмух выступал за реорганизацию индийского общества на рациональных принципах и современных гуманистических и светских ценностях.

Дадабхахи Наороджи был еще одним ведущим социальным реформатором Бомбея. Он был одним из основателей ассоциации по реформированию зороастрийской религии и Ассоциации юристов Парси, которая выступала за предоставление правового статуса женщинам и за единые законы о наследовании и браке для парсов .