Десятилетие 1930-х годов стало свидетелем быстрого роста социалистических идей внутри и вне Конгресса.
В 1929 году в Соединенных Штатах произошел значительный экономический спад или депрессия, которая постепенно распространилась на весь остальной мир, что привело к экономическим бедствиям и безработице в больших масштабах (по всему миру). Но экономическая ситуация в Советском Союзе была прямо противоположной. Не только не было никакого спада, но и в период между 1929 и 1936 годами было успешно завершено выполнение первых двух пятилеток, что увеличило промышленное производство в СССР более чем в четыре раза.
Таким образом, мировая депрессия поставила капиталистическую систему в известность и привлекла внимание к марксизму, социализму и экономическому планированию. Следовательно, социалистические идеи стали привлекать все больше людей, особенно молодежь, рабочих и крестьян.
Экономическая депрессия также ухудшила условия жизни крестьян и рабочих в Индии. К концу 1932 года цены на сельскохозяйственную продукцию упали более чем на 50 процентов.
Работодатели пытались снизить заработную плату. Крестьяне по всей стране стали требовать земельных реформ, сокращения земельных доходов и арендной платы и освобождения от долгов.
Рабочие на фабриках и плантациях все чаще требуют улучшения условий труда и признания их профсоюзных прав. Следовательно, во многих районах, а также в штатах Уттар-Прадеш, Бихар, Тамил-Наду, Андхра-Прадеш, Керала и Пенджаб, наблюдался быстрый рост профсоюзов в городах и крестьянских союзах.
Первая всеиндийская крестьянская организация, Всеиндийская кисан сабха, была создана в 1936 году. Крестьяне также стали принимать более активное участие в национальном движении.
В своем президентском обращении к Конгрессу в Лакхнау в 1936 году Неру призвал Конгресс принять социализм в качестве своей цели и приблизиться к крестьянству и рабочему классу.
В 1938 году Субхаш Чандра Бозе был переизбран президентом Конгресса, хотя Ганди выступил против него. Однако оппозиция Ганди и его сторонников в Рабочем комитете Конгресса вынудила Бозе уйти в отставку с поста президента Конгресса в 1939 году.
В период 1935-1939 гг. Конгресс активно участвовал в развитии мировых дел. Постепенно развивалась внешняя политика, основанная на противодействии распространению империализма.
В феврале 1927 года Джавахарлал Неру от имени Национального конгресса принял участие в Конгрессе угнетенных национальностей в Брюсселе, организованном политическими изгнанниками и революционерами из стран Азии, Африки и Латинской Америки, страдающих от экономического или политического империализма.
В 1927 году на Мадрасской сессии Национального конгресса правительство предупредило, что народ Индии не будет поддерживать Британию в любой войне, предпринятой с ее империалистическими целями.
Народная борьба княжеских штатов велась во многих штатах, включая Раджкот, Джайпур, Кашмир, Хайдарабад, Траванкор и др.
Люди многих княжеских государств теперь начали организовывать движения за демократические права и народные правительства.
Народная конференция всех индийских штатов была основана в декабре 1927 года для координации политической деятельности в разных штатах.
В Законе о правительстве Индии 1935 года предлагаемая федеральная структура была спланирована таким образом, чтобы сдерживать силы национализма. Было предусмотрено, что князья получат 2/5 мест в верхней палате и 1/3 мест в нижней палате.
Низам Хайдарабада объявил, что народная агитация была антимусульманской; Махараджа Кашмир назвал его антииндуистским; в то время как махарадж Траванкора утверждал, что за народной агитацией стоят христиане.
Национальный конгресс поддержал борьбу народа штатов и призвал князей ввести демократическое представительное правительство и предоставить основные гражданские права.
В 1938 году, когда Конгресс определил свою цель независимости, он включил независимость княжеских государств.
В 1939 году Джавахарлал Неру стал президентом Народной конференции всех индийских штатов. Народное движение штатов пробудило национальное самосознание среди народа штатов. Это также распространило новое сознание единства по всей Индии.
В 1940 году Мусульманская лига приняла резолюцию, требующую раздела страны и создания государства, которое после независимости обретет название Пакистан.
Пропаганда Мусульманской лиги приобрела существование среди индусов таких общинных тел, как индуистская махасабха .
Индуистские коммунисты поддержали мусульманских коммунистов, заявив, что индусы были отдельной нацией, а Индия — страной индусов. Таким образом, они тоже приняли теорию двух наций .
Индуистские коммунисты активно выступали против политики предоставления адекватных гарантий меньшинствам, чтобы устранить их страх перед господством большинства.