Британское отношение к Индии и, следовательно, их политика в Индии изменились к худшему после восстания 1857 года, теперь они сознательно начали следовать реакционной политике.
Теперь открыто высказывалось мнение о том, что индейцы не могут управлять собой и что ими должен управлять Британия в течение неопределенного периода времени. Эта реакционная политика нашла отражение во многих областях.
Британцы покорили Индию, воспользовавшись разобщенностью индийских держав и приравняв их друг к другу.
После 1858 года англичане продолжали следовать политике «разделяй и властвуй», обращая князей против народа, провинции против провинции, касты против касты, группы против группы и, прежде всего, индуистов против мусульман.
Единство, проявленное индусами и мусульманами во время восстания 1857 года, обеспокоило иностранных правителей. Они были полны решимости разрушить это единство, чтобы ослабить растущее националистическое движение.
Сразу же после восстания британцы репрессировали мусульман, в больших количествах конфисковали их земли и имущество и объявили индусов фаворитами. Однако после 1870 года эта политика была отменена, и была предпринята попытка настроить мусульман высшего и среднего класса против националистического движения.
Из-за промышленной и коммерческой отсталости и почти полного отсутствия социальных услуг образованные индийцы почти полностью зависели от государственной службы. Это привело к острой конкуренции между ними за имеющиеся государственные должности.
Правительство использовало этот конкурс для разжигания провинциального и общинного соперничества и ненависти. Он обещал официальные услуги на общинной основе в обмен на лояльность и поэтому играл образованных мусульман против образованных индусов.
Правительство Индии активно поощряло современное образование после 1833 года.
Университеты Калькутты, Бомбея и Мадраса были основаны в 1857 году, и впоследствии высшее образование быстро распространилось.
Многие британские официальные лица приветствовали отказ образованных индейцев участвовать в восстании 1857 года. Но это благоприятное официальное отношение к образованным индейцам вскоре изменилось, потому что некоторые из них начали использовать свои недавно приобретенные современные знания для анализа империалистического характера британского правления и выдвинуть требования об участии Индии в управлении.
Чиновники стали активно враждебно относиться к высшему образованию и образованным индейцам, когда последние начали организовывать националистическое движение среди народа и основали Индийский национальный конгресс в 1885 году.
Чиновники предприняли активные шаги по сокращению высшего образования. Они издевались над образованными индейцами, которых они обычно называли « бабу» .
Таким образом, британцы восстали против той группы индейцев, которые впитали современные западные знания и которые выступали за прогресс в современных направлениях. Такой прогресс, однако, противоречил основным интересам и политике британского империализма в Индии.
Официальная оппозиция образованным индийцам и высшему образованию показывает, что британское правление в Индии уже исчерпало все возможности для прогресса, которым оно изначально обладало.
Теперь англичане предложили дружбу самой реакционной группе индейцев, князей, заминдаров и помещиков.
Заминдары и помещики тоже были расположены таким же образом. Например, земли большинства талукдаров Авада были им возвращены.
Заминдары и помещики были теперь провозглашены традиционными и «естественными» лидерами индийского народа. Их интересы и привилегии были защищены. Они были обеспечены во владение своей землей за счет крестьян и использовались в качестве противовеса против националистически настроенной интеллигенции.
В свою очередь заминдары и помещики признали, что их позиция была тесно связана с поддержанием британского правления и стали его единственными твердыми сторонниками.
В рамках политики союза с консервативными классами британцы отказались от прежней политики помощи социальным реформаторам.
Британцы считали, что их меры социальной реформы, такие как отмена обычая Сати и разрешение вдовам вступать в повторный брак, были основной причиной восстания 1857 года.
Пандит Джавахарлал Неру описал это в своей книге «Открытие Индии». Из-за этого естественного союза британской власти с реакционерами в Индии он стал хранителем и защитником многих злых обычаев и практики, которые он иначе осудил. «
Можно, однако, отметить, что британцы не всегда оставались нейтральными в социальных вопросах. Поддерживая статус-кво, они косвенно защищали существующее социальное зло.
Поощряя кастизм и общинность в политических целях, британцы активно поощряли социальную реакцию.
Британцы ввели печатный станок в Индии и, таким образом, положили начало развитию современной печати.
Образованные индийцы сразу поняли, что пресса может сыграть большую роль в просвещении общественного мнения и влиянии на политику правительства посредством критики и осуждения.
Рам Мохан Рой, Вдьясагар, Дадабхай Наороджи, Раджет Джастис, Сурендранат Банерджа, Локманья Тилак, Дж. Субрамания Иер, К. Карнакара Менон, Мадан Мохан Малавия, Лала Ладжпат Рай, Бипин Чандра Пал и другие индийские лидеры сыграли важную роль в начале газеты и делает их мощной политической силой.
Индийская пресса была освобождена от ограничений Чарльзом Меткалфом в 1835 году. Этот шаг был с энтузиазмом встречен образованными индейцами. Это было одной из причин, почему они некоторое время поддерживали британское правление в Индии.
Националисты постепенно стали использовать прессу, чтобы пробудить в народе национальное самосознание и резко критиковать реакционную политику правительства. Это повернуло чиновников против индийской прессы, и они решили обуздать ее свободу. Это было предпринято путем принятия Закона о местной прессе в 1878 году.
Закон о печати наложил серьезные ограничения на свободу газет на индийском языке. Индийское общественное мнение в настоящее время было полностью возбуждено, и оно громко протестовало против принятия этого закона.
Протест сразу же вступил в силу, и закон был отменен в 1882 году. В течение почти 25 лет после этого индийская пресса пользовалась значительной свободой. Но рост воинствующего движения свадеши и бойкота после 1905 года вновь привел к принятию законов о репрессивной прессе в 1908 и 1910 годах.
Британцы в Индии всегда держались в стороне от индейцев и чувствовали себя превосходящими в расовом отношении.
Восстание 1857 года и зверства, совершенные обеими сторонами, еще больше расширили пропасть между индейцами и англичанами, которые теперь начали открыто отстаивать доктрину расового превосходства и практиковать расовое высокомерие.
Железнодорожные отсеки, залы ожидания на вокзалах, парки, отели, бассейны, клубы и т. Д., Предназначенные только для европейцев, были видимыми проявлениями этого расизма.