Политически сознательные мусульмане критиковали обращение с Османской (или Турецкой) империей со стороны Британии и ее союзников, которые разделили ее и забрали Фракию из самой Турции.
Это было нарушением прежнего обещания британского премьера Ллойда Джорджа, который заявил: «Мы также не боремся за то, чтобы лишить Турцию богатых и знаменитых земель Малой Азии и Фракии, в которых преобладают турки».
Мусульмане также считали, что положение турецкого султана , которого многие также считают халифом или религиозным главой мусульман, не должно быть подорвано.
Вскоре был сформирован комитет Хилафат под руководством братьев Али, Маулана Азад, Хаким Аджмал Хан и Хасрат Мохани, и была организована агитация по всей стране.
Всеиндийская конференция Хилафат, состоявшаяся в Дели в ноябре 1919 года, постановила прекратить всякое сотрудничество с правительством, если их требования не будут выполнены.
Мусульманская лига, ныне возглавляемая националистами, полностью поддержала Национальный конгресс и его агитацию по политическим вопросам.
Лидеры Конгресса, в том числе Локаманья Тилак и Махатма Ганди, рассматривали агитацию Хилафата как прекрасную возможность для укрепления индуистско-мусульманского единства и вовлечения мусульманских масс в национальное движение.
Лидеры Конгресса поняли, что различные слои населения — индусы, мусульмане, сикхи и христиане, капиталисты и рабочие, крестьяне и ремесленники, женщины и молодежь, а также племена и народы разных регионов — войдут в национальное движение на основе опыта борьбы для их собственных различных требований и видя, что инопланетный режим противостоял им.
В июне 1920 г. в Аллахабаде состоялась всепартийная конференция, на которой была утверждена программа бойкота школ, колледжей и судов.
Комитет Хилафата начал движение против сотрудничества 31 августа 1920 года.
Конгресс провел специальную сессию в сентябре 1920 года в Калькутте. Всего несколько недель назад он понес тяжелую утрату — Локаманья Тилак скончался 1 августа в возрасте 64 лет.
Конгресс поддержал план Ганди об отказе от сотрудничества с правительством до тех пор, пока ошибки Пенджаба и Хилафата не были устранены и Сварадж не создан.
«Британскому народу придется остерегаться», — заявил Ганди в Нагпуре, что если они не хотят отдавать должное, долг каждого индейца будет разрушать Империю.
На сессии в Нагпуре также были внесены изменения в конституцию Конгресса. Областные комитеты Конгресса были реорганизованы на основе языковых областей.
Членство в Конгрессе было открыто для всех мужчин и женщин в возрасте 21 года и более при оплате 4 анн в качестве годовой подписки. Однако в 1921 году возрастной ценз для членства был снижен до 18 лет.
1921 и 1922 годы стали свидетелями беспрецедентного движения индийского народа. Тысячи учеников покинули государственные школы и колледжи и поступили в национальные школы и колледжи.
Сотни адвокатов, в том числе Читтаранджан Дас (широко известный как Дешбандху ), Мотилал Неру и Раджендра Прасад, отказались от своей юридической практики.
Фонд Тилак Свараджья начал финансировать движение за отказ от сотрудничества, и в течение шести месяцев было подписано более чем рупий.
Женщины проявили большой энтузиазм и свободно предлагали свои украшения.
Огромные костры иностранной одежды были организованы по всей земле.
Хади вскоре стал символом свободы.
В июле 1921 года Всеиндийский комитет Хилафат принял резолюцию, в которой говорилось, что ни один мусульманин не должен служить в британской индийской армии.
В сентябре братья Али были арестованы за «мятеж». Ганди сразу же призвал к повторению этой резолюции на сотнях заседаний.
Пятьдесят членов Всеиндийского конгресс-комитета опубликовали аналогичную декларацию о том, что ни один индиец не должен служить правительству, которое унижало Индию социально, экономически и политически.
К концу 1921 года все важные националистические лидеры, кроме Ганди, были за решеткой вместе с 3000 других.
В ноябре 1921 года во время его тура по Индии огромные демонстрации встретили принца Уэльского, наследника британского престола. Правительство попросило его приехать в Индию, чтобы поддержать лояльность людей и принцев.
В Бомбее правительство пыталось подавить демонстрацию, убив 53 человека и ранив около 400 или более человек.
На ежегодной сессии Конгресса, состоявшейся в Ахмедабаде в декабре 1921 г., была принята резолюция, подтверждающая «твердую решимость Конгресса продолжать программу ненасильственного отказа от сотрудничества с большей энергией, чем до сих пор…». Все ошибки Пенджаба и Хилафата были исправлен и Свараджья создан «.
Резолюция призвала всех индейцев, и в частности студентов, «тихо и без всякой демонстрации предложить себя для ареста, принадлежа к добровольческим организациям».
Все такие сатьяграхи должны были взять на себя обязательство «оставаться ненасильственным словом и делом, чтобы способствовать единству среди индуистов, мусульман, сикхов, парсов, христиан и евреев, а также практиковать свадеши и носить только кхади».
В Малабаре (Северная Керала) моплы , или мусульманские крестьяне, создали мощное движение против заминдара.
В феврале 1919 года вице-король написал госсекретарю, что «низшие классы в городах серьезно пострадали от движения за отказ от сотрудничества.
1 февраля 1922 года Махатма Ганди объявил, что он начнет массовое гражданское неповиновение, включая неуплату налогов, если в течение семи дней политзаключенные не будут освобождены и пресса не будет контролироваться государством.
5 февраля 1922 года полиция обстреляла процессию Конгресса из 3000 крестьян в Чаури Чаура , деревне в округе Горакхпур. Разъяренная толпа напала на полицейский участок и сожгла его, в результате чего погибли 22 полицейских.
Ганди сделал очень серьезный взгляд на инцидент в Чаури-Чауре . Он убедил его в том, что националистические рабочие еще не поняли и не усвоили практику ненасилия, без которой, как он был убежден, гражданское неповиновение не могло быть успешным.
Помимо того факта, что Ганди не будет иметь ничего общего с насилием, он также, возможно, полагал, что британцы смогут легко подавить насильственное движение, потому что люди еще не собрали достаточно сил и выносливости, чтобы противостоять правительственным репрессиям.
Ганди, поэтому, решил приостановить националистическую кампанию. 12 февраля рабочая комиссия Конгресса собралась в Бардоли, штат Гуджарат, и приняла резолюцию о прекращении всех видов деятельности, что привело к нарушению законов.
Резолюция Бардоли ошеломила страну и имела смешанный прием среди националистов, в то время как некоторые из них имели явную веру в Ганди, другие негодовали на это решение отступить.
Первое движение за сотрудничество и гражданское неповиновение практически прекратилось.
Правительство арестовало Махатму Ганди, 10 марта, и обвинило его в распространении недовольства против правительства. Ганди был приговорен к шести годам лишения свободы.
Очень скоро вопрос о Хилафате также потерял актуальность. Народ Турции восстал под руководством Мустафы Камала-паши и в ноябре 1922 года лишил султана его политической власти.
Камаль-паша предпринял много мер для модернизации Турции и превращения ее в светское государство. Он отменил Халифат (или институт Халифа) и отделил государство от религии, исключив Ислам из Конституции.
Камаль-паша национализировал образование, предоставил женщинам широкие права, ввел правовые кодексы, основанные на европейских моделях, и предпринял шаги по развитию сельского хозяйства и внедрению современных отраслей. Все эти шаги сломали спину агитации Хилафата.
В декабре 1922 года Читтаранджан Дас и Мотилал Неру создали Конгресс-партию Хилафат Сварадж; Дас в качестве президента и Мотилал Неру в качестве одного из секретарей.
Коммунальные элементы воспользовались ситуацией, чтобы пропагандировать свои взгляды, и после 1923 года страна неоднократно погружалась в общинные беспорядки.
Мусульманская лига и индуистская махасабха , которая была основана в декабре 1917 года, вновь стали активными. Результатом было то, что растущее чувство, что все люди были индейцами, сначала получило неудачу.
Партия свараджистов , главные лидеры которой, Мотилал Неру и Дас, были убежденными националистами, была расколота в результате коммунизма.
Группа, известная как « ответчики », в том числе Мадан Мохан Мальвия, Лала Ладжпат Рай и НК Келкар, предложила правительству сотрудничество с тем, чтобы защитить так называемые интересы индуистов.
В сентябре 1924 года Ганди совершил 21-дневный пост в доме Мауланы Мохаммеда Али в Дели, чтобы покаяться за бесчеловечность, проявленную в массовых беспорядках. Но его усилия были бесполезны.