Индийское национальное движение в первые годы все больше заставляло большое количество людей осознавать зло иностранного господства и необходимость развивать патриотизм. Это дало необходимую политическую подготовку образованным индейцам.
Был большой спрос на более энергичные политические действия и методы, чем на собраниях, петициях, мемориалах и выступлениях в законодательных советах.
Политика умеренных националистов была основана на убеждении, что британское правление может быть реформировано изнутри. Но распространение знаний по политическим и экономическим вопросам постепенно подорвало эту веру.
Националистические писатели и агитаторы обвиняли британское правление в бедности народа. Политически сознательные индийцы были убеждены, что целью британского правления было экономическое использование Индии, то есть обогащение Англии ценой Индии.
Националисты поняли, что Индия может добиться небольшого прогресса в экономической сфере, если британский империализм не будет заменен правительством, контролируемым и управляемым индийским народом.
В 1898 году был принят закон, провоцирующий «чувство недовольства» по отношению к иностранному правительству.
В 1899 году число индийских членов в корпорации Калькутты было сокращено.
В 1904 году был принят Закон об официальных тайнах Индии, ограничивающий свободу прессы.
Братья Нату были депортированы в 1897 году без суда и следствия; даже обвинения против них не были обнародованы.
В 1897 году Локаманья Тилак и другие редакторы газет были приговорены к длительным срокам тюремного заключения за то, что они возбудили народ против иностранного правительства.
Умеренный лидер Гокхале жаловался, что «бюрократия становится откровенно эгоистичной и открыто враждебной национальным чаяниям».
Закон об индийских университетах 1904 года рассматривался националистами как попытка поставить индийские университеты под более жесткий официальный контроль и остановить рост высшего образования.
Постепенно все большее число индийцев убеждалось, что самоуправление имеет важное значение для экономического, политического и культурного прогресса страны, и что политическое порабощение означало замедление роста индийского народа.
К концу 19- го века индийские националисты выросли в самоуважении и уверенности в себе. Они обрели веру в свою способность управлять собой и в будущее развитие своей страны.
Тилак и Бипин Чандра Пал проповедовали идею самоуважения и просили националистов полагаться на характер и возможности индийского народа.
Националисты учили людей, что лекарство от их печального состояния находится в их собственных руках, и поэтому они должны стать бесстрашными и сильными.
Свами Вивекананда, хотя и не политический лидер, снова и снова доводил до сведения, что «Если в мире есть грех, то это слабость; избегайте всякой слабости, слабость — это грех, слабость — это смерть … и вот испытание истины — все, что делает вас слабыми физически, интеллектуально и духовно, отвергает как яд, в нем нет жизни, это не может быть правдой ».
Свами Вивекананда писал: «Единственная надежда Индии — это массы. Высшие классы физически и морально мертвы ».
Образованные индийцы стали лучшими пропагандистами и последователями воинствующего национализма как потому, что они были низкооплачиваемыми или безработными, так и потому, что они были образованы в современной мысли и политике, а также в европейской и мировой истории.
Почти с самого начала национального движения в стране существовала школа воинствующего национализма. Эту школу представляли такие лидеры, как Раджнарайн Бозе и Ашвини Кумар Датт в Бенгалии и Вишну Шастри Чиплункар в Махараштре.
Самым выдающимся представителем школы боевиков был Бал Гангадхар Тилак, позже известный как Локаманья Тилак .
Тилак родился в 1856 году. Со дня окончания Бомбейского университета всю свою жизнь он посвятил служению стране.
С 1889 года Тилак редактировал Кесари и проповедовал национализм в его колонках и учил людей становиться смелыми, самостоятельными и бескорыстными борцами за независимость Индии.
В 1893 году Тилак начал использовать традиционный религиозный фестиваль Ганпати для пропаганды националистических идей через песни и речи, а в 1895 году он начал фестиваль Шиваджи, чтобы стимулировать национализм среди молодых махараштрианцев, поддерживая пример Шиваджи для подражания.
В 1896-1897 гг. Тилак начал кампанию «без налогов» в Махараштре. Он попросил голодающих крестьян Махараштры отказать в выплате земельного дохода, если их посевы провалились.
Тилак показал реальный пример смелости и жертвы, когда власти арестовали его в 1897 году по обвинению в распространении ненависти и недовольства против правительства. Он отказался извиняться перед правительством и был приговорен к 18 месяцам строгого заключения.