В последнем ведическом периоде варны стали основываться на рождении, а не на профессии (как это было в риг ведическом периоде).
Развитие новых профессий породило «джати». Но система джати еще не была такой жесткой, какой она стала в период сутр .
Риг Веда описывает Вишвамитру как риши , но Айтарея Брахман упоминает его как Кшатрию .
Четвертая варна , то есть шудра, были лишены права совершать жертвоприношения, изучать священные тексты и даже владеть земельной собственностью.
Понятие неприкасаемости не приобрело своей уродливой формы.
Такие люди, как Каваша, Ватса и Сатьякама Джабала, родились в небрахманских джати , но стали известны как великие брахманы.
Это был период развития обширной и разнообразной ведической литературы.
Упанишады развивались как высший уровень интеллектуальных достижений.
Обучение началось с церемонии «Упанаяна» .
Целью обучения было добиться успеха как в мирской, так и в духовной жизни. Поэтому необходимо было научиться вере, сохранению полученных знаний, потомству, богатству, долголетию и бессмертию.
Обязанности учеников были четко определены и были этапы обучения.
Учеников обучали в домах их учителей, где они жили как члены семьи и также участвовали в домашних работах.
Для углубленного изучения были академии и кружки философских дискуссий.
Образованный домохозяин может продолжить свои поиски знаний путем взаимных дискуссий и регулярного посещения выдающихся мудрецов и ученых ученых в различных центрах.
Великая мотивация к обучению исходила от собраний образованных людей; обычно организуется и приглашается королями.
При поддержке царей были организованы приходы в разных джанападах .
Брихадараньяка Упанишад описал, что король Видеха Джанак организовал конференцию образованных людей. Основными участниками этой конференции были Яджнаваикйа, Уддалака Аруни, Сакаля, Гарги и др.
Яджнавалкья победил всех участников дискуссий и был объявлен самым образованным и мудрым.
Гарги и Майтрейи были образованными женщинами. Их статус показывает, что женщинам разрешалось принимать активное участие в интеллектуальных поисках.
В этот период кшатрии начинают участвовать в интеллектуальном поиске.
Некоторые известные кшатрийские ученые были —
Джанака — царь Видехи ,
Правахана Джайвали — царь Панчалы, и
Ашвапати Кайкея — царь Каси.
Эти ученые (упомянутые выше) приобрели такое различие, что даже ученые брахманы пришли к ним для дальнейших наставлений.
Упоминается, что Яджнавалкья, закончив свое образование с Уддалакой Аруни, отправился в Джанака (царь и кшатрий), чтобы изучать философию и другие предметы.
В « Чхандогья упанишаде» некоторые предметы назывались изучением Вед, а именно: математикой, минералогией, логикой, этикой, военными науками, астрономией, наукой о ядах, изобразительном искусстве и ремесле, музыкой и медицинскими науками.
Мундака Упанишад классифицирует все предметы изучения под Apara Vidya .
В «Мундака Упанишад» термин « пара видья» использовался для обозначения высшего знания, т.е. знания атмана, которое включает в себя знание жизни, смерти, Бога и т. Д.
Атхарванаведа занимался экономическим аспектом. В нем описано много молитв, чтобы обеспечить экономическое процветание для успеха фермеров, пастухов, торговцев и так далее.
Атхарванаведа объяснил молитвы за вспашку, посев, дожди и рост скота, богатства и изгнания против зверей, диких животных и грабителей.
Плуг был известен как Сира, а борозда Сита .
Коровий навоз использовался как навоз.
Упоминается, что шесть, восемь, а иногда и двадцать четыре вола использовались, чтобы тянуть плуг.
Многие виды зерна были выращены, такие как рис, ячмень, бобы и кунжут. Их сезоны также упоминаются как ячмень, посеянный зимой, созревший летом; Рис посеян под дождем, пожнет осенью и сыну дальше.
Сатапатха- брахман упоминает о различных операциях в сельском хозяйстве, таких как вспашка, посев, сбор и обмолот
Атхарванаведа обсудил, что засуха и чрезмерные дожди угрожают сельскому хозяйству.
Атхарванаведа упомянул, что для убийства коров были предписаны гимены для поклонения корове и смертная казнь.
Moneylending также был в тренде; как правило, практикуется богатыми торговцами.
Удельный вес и единицы измерения также были известны.
Ниска и Сатамана были денежными единицами.
Торговые сделки на рынке были известны еще во времена Риг Вед.
Айтарея Брахман говорит о «неисчерпаемом море» и «море как окружающее землю». Это показывает, что морская торговля была хорошо известна.
Термин Бали использовался для добровольного подарка начальнику (первоначально), но позже он стал обычным налогом. Он был собран для поддержания политической и административной структуры.
В этот период заметно развитие промышленности и профессий.
Были упомянуты различные профессии, такие как: рыбаки, пожарные и рейнджеры, стиральные машины, парикмахеры, мясники, слоны, лакеи, посланники, производители ювелирных изделий, корзины, веревки, красители, колесницы, луки, плавильщики, кузнецы, гончары и т. Д. Кроме того, были упомянуты торговцы, дальние караваны и морская торговля.
Риг Веда описывает только один металл как аяс, который был идентифицирован как медь. Но в этот период появился новый металл — железо. Поэтому мы получаем термины «сям айас» (железо) и «лохит айас» (медь). Помимо этого золота, свинец и олово также упоминаются.
Железо использовалось для изготовления оружия и других предметов, таких как ножницы для ногтей , молотки, зажимы, орала и т.д., а медь использовалась для изготовления сосудов.
Серебро ( раджат ) и золото использовались для изготовления украшений, посуды и т. Д.
Брахманы зафиксировали рост ритуализма и церемониальной религии и последующий рост священства.
В период риг-ведий для проведения крупных церемоний требовалось максимум семь священников и двух первосвященников, но в более поздний ведический период для проведения крупных церемоний требовалось семнадцать священников.
Несколько обрядов и церемоний были введены в практику как средство достижения успеха в жизни в этом мире или блаженства на небесах.
Идея покаяния и медитации взяла верх. Люди занялись аскетическими практиками, полагая, что они не только обретут небеса, но и разовьют «мистические, экстраординарные и сверхчеловеческие способности».
В более поздний ведический период простое религиозное поклонение риг-ведического периода было заменено сложными обрядами и церемониями и аскетическими практиками с одной стороны.
В то время как, с другой стороны, интеллектуальное преследование людей продолжалось с убеждением, что спасение достижимо только через истинное знание.
Упанишад содержит философские трактаты и насчитывает около 200 Упанишад.
Брихадараньяка и Чхандогья были самыми старыми Упанишадами. Они содержат смелые предположения о вечных проблемах человеческого мышления, касающихся Бога, человека и вселенной и т. Д.
Упанишады считаются важным вкладом Индии в мировой запас духовной мысли.
Веды, Брахманы и Упанишады дают достаточно идей о науках этого периода.
Термин «Ганита» использовался для «Математики» , который включает в себя Арифметику ( Анка Ганита ), Геометрию ( Реха Ганита ), Алгебру ( Биджа Ганита ), Астрономию и астрологию ( Джйотиса ).
Ведические люди знали, как сделать квадраты равными по площади треугольникам и кругам, и рассчитать суммы и различия квадратов. Кроме того, кубы, корни куба, квадратные корни и под корнями также были известны и используются.
Ноль был известен во времена Риг Вед и часто использовался в расчетах и для записи больших чисел.
Астрономия была хорошо развита. Они знали о движении небесных тел и могли рассчитывать свои позиции в разное время. Они подготовили точные календари и предсказывали время солнечных и лунных затмений.
Ведические люди знали, что Земля движется вокруг своей оси и вокруг Солнца. Далее Луна движется вокруг Земли. Они также пытались рассчитать период времени, необходимый для революции, и расстояния между небесными телами от Солнца. Результаты этих расчетов практически совпадают с результатами современных методов.