Индия разработала развитую систему сельского хозяйства, промышленности и торговли задолго до появления имперской Гупты.
Экономическая стабильность и процветание способствуют всестороннему культурному прогрессу, достигнутому в этот период.
Сельскохозяйственная система была хорошо развита, и научные методы использовались для увеличения сельскохозяйственного производства.
Amarakosha и Brihat Samhita содержат специальные главы по изучению растений и садов, леса, сельскохозяйственных культур, навоза и т. Д.
Различные отрасли промышленности развивались из-за обилия сырья, мастерства и предприимчивости ремесленников и ремесленников.
Литературные произведения также описывают большое разнообразие одежды, такой как хлопок, шелк, шерсть и лен.
Хиуэн-Цанг описал классификацию индийских материалов одежды под головками как — шелк, хлопок, лен, шерсть и козий волос.
Амаракоша упоминает различные термины, используемые для более тонких и грубых сортов ткани, а также для небеленого и отбеленного шелка.
Настенные росписи Аджанты также демонстрировали различные техники плетения.
Основными центрами производства текстиля были Банарас, Матхура, Дашапура и Камарапа.
Надпись «Мандсор» подробно рассказывает о гильдиях шелка-ткача и корпоративных мероприятиях того периода.
Работа слоновой кости процветала. Печать, найденная при раскопках в Бхите, рассказывает о гильдиях рабочих из слоновой кости.
Кожевенная промышленность также процветала. Кожаные ботинки и туфли были изображены на современных скульптурах и картинах.
Искусство ювелирного искусства было в продвинутом состоянии. Брихат Самхита описывает двадцать два камня. В этот период драгоценности использовались для самых разных целей.
Ратна Парикша упомянул науку о проверке драгоценных камней. Технические науки были использованы для изготовления металлов.
Ватсаяна упоминает о Рупаратнапарикше, Дхатуведе и Манирагакараджнанам, то есть об испытаниях драгоценных камней, выплавке металлов и технологии драгоценных камней соответственно.
Хиуэн-Цанг также упомянул, что латунь, золото и серебро производились в изобилии.
Железный столб Мехраули (периода Гупты) — лучший пример изготовления металла. Печати, золотые и серебряные монеты этого периода также отражают стадию развития металлургической промышленности.
Судостроительная промышленность также хорошо развивалась в период Гупты, что способствовало торговле и коммуникациям.
Смритис подробно описал законы партнерства, договора, права и обязанности отдельных членов гильдии, а также структуру гильдии, что подтверждается современной литературой и надписями.
В печатях и надписях упоминаются легенды Срешти-кулика-нигама и Срештисартхаваха-кулика-нигама . Эти постоянные пожертвования раскрывают функции гильдий в качестве банков, а также подтверждают их стабильную позицию с точки зрения стабильности бизнеса.
Общественные работы предпринимались и выполнялись как государством, так и гильдиями.
Ремонт плотины озера Сударшана и связанного с ним ирригационного канала в провинции Саураштра был проведен губернатором провинции Парнадатта и его сыном Чакрапалитом во время правления Скандагупты.
Торговля велась как по суше, так и по прибрежным маршрутам.
Индия имела торговые отношения как с восточными, так и с западными странами.
Индия поддерживала регулярные морские отношения со Шри-Ланкой, Персией, Аравией, Византийской империей, Африкой и даже дальше на запад.
Индия также установила торговые отношения с Китаем, Бирмой и Юго-Восточной Азией.
Важными предметами торговли были шелк, различные специи, текстиль, металлы, слоновая кость, морские продукты и т. Д.
Некоторые важные морские порты периода Гупта были —
Tamralipti,
Арикамед,
Kaveripattnam,
Бароде,
Muziris,
Pratishthana,
Сопара и
Brighukachchha.
Все эти порты (перечисленные выше) были хорошо связаны внутренними маршрутами из всех частей Индии.
Согласно Фа-Хиену, люди «Среднего царства» были процветающими и счастливыми в начале 5- го века, и он также упомянул аналогичное описание процветания и мира в Индии.
Люди поддерживали высокий уровень жизни и роскошь городской жизни.
Земельные гранты были предоставлены брахманам, храмам, вихарам, матхам для управления образовательными учреждениями и другими мероприятиями социального обеспечения.
Традиция предоставления земли на благотворительные цели продолжалась и в средневековый период. Они были известны как Мадад-и-Маш , Суяргал и т. Д.