Период времени между 12 000 и 2000 до н.э в Индии отмечен как поздний каменный век, мезолит или микролитический период.
Инструменты мезолитической культуры характеризовались —
Лопасти с параллельными сторонами вынимают из подготовленных сердечников из таких тонких материалов, как черт, халцедон, хрусталь, яшма, сердолик, агат и т. Д .;
Размер камня (инструментов) уменьшился;
Инструменты были проделаны в дереве и костях;
Размер и форма инструментов, используемых в качестве составных инструментов; а также
Были разработаны некоторые новые типы инструментов, а именно лунат, трапеции, треугольники, наконечники стрел и т. Д.
Археологическая стратиграфия отражает преемственность от верхнего палеолита до микролитического периода, и это доказало, что микролитическая индустрия уходит корнями в предшествующую фазу верхнего палеолитического периода.
Даты C-14, доступные для мезолитической культуры, показывают, что эта индустрия началась около 12000 г. до н.э. и дожила до 2000 г. до н.э.
Различные места мезолита периода были расположены в —
Langhnaj в Гуджарате,
Багор в Раджастхане,
Сара Нахар Рай, Чопани Мандо, Махдаха и Дамдама в Уттар-Прадеш,
Бхимбетка и Адамгарх в Мадхья-Прадеш,
Орисса,
Керала, и
Андхра-Прадеш
Сообщество жителей мест в Раджастхане, Гуджарате и Уттар-Прадеше было, по сути, охотниками, собирателями пищи и рыбаками. Тем не менее, некоторые из сельскохозяйственных практик также подтверждаются на этих участках.
Места Багора в Раджастхане и Лангхадж в Гуджарате выясняют, что эти мезолитические общины были в контакте с людьми хараппской и других халколитовых культур и обменивались друг с другом различными предметами.
Около 6000 лет до н.э. мезолиты, возможно, частично приняли оседлый образ жизни и начали одомашнивать животных, включая овец и коз.
Каменные укрытия в Индии были в основном заняты людьми верхнего палеолита и мезолита.
Наскальные рисунки изображают различные предметы, связанные с животными и сценами, включая людей и животных. Помимо животных и птиц, в наскальных рисунках также изображены рыбы.
Ниже были важные места наскальной живописи —
Мурхана Пахар в Уттар-Прадеш
Бхимбетка, Адамгарх, Лаха Джуар в Мадхья-Прадеше
Купагаллу в штате Карнатака.
На наскальных рисунках изображены люди, участвующие в различных мероприятиях, таких как танцы, бег и охота, игры и сражения. Цвета, используемые в этих наскальных рисунках: темно-красный, зеленый, белый и желтый.
Сцена охоты на носорогов из каменных укрытий Адамгарха показывает, что большое количество людей объединяется для охоты на более крупных животных.