В этот период Индия обладала передовыми знаниями в области математики, астрономии и медицины по сравнению с любой другой страной в мире.
Арабы заимствовали индийские знания в области науки и техники, а затем западный мир отнял у них.
Математика и астрономия возникли в самом ведическом периоде.
Арябхата , великий математик, написал книгу «Арябхатия» в Кусумпуре (Паталипутре) в возрасте 23 лет.
Арьябхатия разделена на четыре части, и наиболее важной особенностью математической системы Арьябхаты была уникальная система обозначений. Он основан на десятичной системе счисления, неизвестной другим древним людям.
Арьябхата объяснил различные принципы геометрии, площадь треугольника, площадь круга и теорему, касающуюся прямоугольников.
Брахмагупта был также известным математиком. Он написал « Brahmsiddhanta » в 628 году нашей эры. Он разработал правила для работы с отрицательными качествами и с нулем. Он начал применять алгебру к астрономическим проблемам.
Jyotisa был древним термином, использованным для астрономии и астрологии. Варахамихира написал « Панчасиддхантику» в 50 году н.э. Он был популярным человеком при дворе Чандрагупты II.
Панчасиддхантика состояла из пяти произведений ( сиддхант ), которые популярны как Паитамаха, Ромака, Паулиса, Васиштха и Сурья .
Suryasiddhanta — самая важная и полная работа по астрономии периода.
Варахамихира написал Брихатсамхиту . Это считается энциклопедическим трудом по астрологии.
Примерно в 600 г. н.э. Притуйяшас, сын Варахамихира, написал книгу об астрономии, названную Харашатпанчашикой .
Аюрведа буквально означает «наука о долголетии». Это название индийских медицинских наук. Он возник в ведический период.
Ведическая литература, в частности, Атхарванаведа, состояла из более чем семисот гимнов по темам, связанным с Аюрведой.
Hastayurveda — это путеводитель, в котором подробно описываются «болезни животных», особенно о слонах.
Асвасастра была написана мудрецом Салихотрой. Это трактат о лошади.
Химия была еще одной наукой, которая развивалась вместе с медициной, которая способствовала развитию металлургии.
Нагарджуна, великий махаянист, был также родом в химии.
Железный столб Мехраули является живым памятником этого периода. Он изображает прогресс в металлургии, достигнутый 1500 лет назад индейцами. Со времени своего основания он сохранился без ржавчины (то есть более 1500 лет).
Экономическое процветание страны в период Гупты привело к всестороннему развитию в области скульптурного искусства, архитектуры и живописи.
В Декане раскопаны скальные пещеры. В Удайгири около Видисы есть девять пещер. Они частично каменные и частично каменные.
Пещеры Аджанты были построены на новой линии архитектуры благодаря великолепной красоте их колонн различного дизайна и размера и прекрасных картин, которыми украшены внутренняя стена и потолок.
Вырубленные в скалах монастыри Эллора и залы чаития — это еще один образец архитектуры. Брахманические, буддийские и джайнские пещеры изображают заключительную фазу развития.
Храм Кайлаш — это великолепный монолитный храм с просторным залом и тонко вырезанными колоннами. Это было вырезано в блок холма.
Семь монолитных храмов и количество колонных залов в Мамаллапураме были вырезаны королями Паллавы Махендраварманом и Нарасимхаварманом в 7 веке нашей эры.
Эти монолитные храмы в народе назывались Ратхами . Эти массивные структурные храмы были полностью вырезаны из камня.
В этот период также были построены монастыри и ступы. Эти монастыри были также центрами образования.
Знаменитые центры были в Бодхгайе, Сарнатхе, Кусинагаре, Шраясти, Канчи и Наланде.
Университет Наланды вырос в самое престижное заведение в 5 веке нашей эры.
Хиуен-Цанг подробно упомянул о великих храмах, монастырях и библиотечных зданиях махавихары Наланды.
Дхармараджаратха в Мамаллапураме — это самые ранние образцы храма в дравидийском стиле.
Структурные храмы в Канчи, известные как Кайласанатха и Вайкунтха Перумал, были построены королями Аллавы .