Литературные и археологические записи являются двумя основными категориями, которые свидетельствуют о древнеиндийской истории.
Литературный источник включает в себя литературу о ведической, санскритской, пали, пракрите и другой литературе, а также другие зарубежные источники.
Археологический источник включает эпиграфические, нумизматические и другие архитектурные остатки.
Археологические исследования и раскопки открыли огромные пейзажи новой информации.
Древнеиндийская литература носит в основном религиозный характер.
Пураническая и эпическая литература считаются историей индейцами, но она не содержит определенных дат для событий и царств.
Усилие написания истории было показано большим количеством надписей, монет и местных хроник. Принципы истории сохранились в Пуранах и Эпосах.
В Пуранах и эпосах рассказывается о родословных королей и их достижениях. Но они не расположены в хронологическом порядке.
Ведическая литература содержит в основном четыре Веды: Ригведу, Яджурведу, Самаведу и Атхарванаведу.
Ведическая литература на другом языке, который называется ведическим языком. Его словарный запас содержит широкий диапазон значений и отличается по грамматическому употреблению. У него есть определенный способ произношения, в котором акцент полностью меняет значение.
Веды дают достоверную информацию о культуре и цивилизации ведического периода, но не раскрывают политическую историю.
Шесть Веданг являются важными составляющими Вед. Они были разработаны для правильного понимания Вед. Веданги — это
Сикша (Фонетика)
Кальпа (Ритуалы)
Вякарна (грамматика)
Нирукта (этимология)
Чханда (Метрика) и
Джйотиша (Астрономия).
Веданга была написана в форме обетов ( сутр ). Это очень точная и точная форма выражения в прозе, разработанная учеными древней Индии.
Аштадхьяйи (восемь глав), написанная Панини , представляет собой книгу по грамматике, которая дает отличную информацию об искусстве письма в сутре (заветы).
Более поздняя ведическая литература включает в себя Брахманы , Араньяки и Упанишады .
Брахманы дают описание ведических ритуалов.
Араньяки и Упанишады выступают с речами по различным духовным и философским проблемам.
Пураны , число которых 18, дают в основном исторические сведения.
Рамаяна и Махабхарата — эпопеи, имеющие большое историческое значение.
Джайнская и буддийская литература были написаны на пракрите и пали .
Ранняя джайнская литература в основном написана на языке пракрита .
Пракритский язык был формой санскритского языка.
Палийский язык был формой пракритского языка, который использовался в Магадхе.
Большая часть ранней буддийской литературы написана на палийском языке.
Палийский язык достиг Шри-Ланки через некоторых буддийских монахов, где он является живым языком.
Ашоканские указы были написаны на палийском языке.
Махавира и Будда считаются историческими личностями (эквивалент Бога). Они создали джайнскую и буддийскую религиозную идеологию соответственно.
Буддийские книги называются историями о джатаках . Им было придано некоторое историческое значение, потому что они связаны с предыдущими рождениями Будды. Таких историй более 550.
Историческая информация, упомянутая в джайнской литературе, также помогает нам реконструировать историю различных регионов Индии.
Дхармасутры и Смрити были правилами и положениями для широкой публики и правителей. Это можно приравнять к конституции и юридическим книгам современной концепции государства и общества. Например, Манусмрити .
Дхармашастры были составлены между 600 и 200 г. до н.э.
Артхашастра — книга о государственном управлении, написанная Каутилью в период Маурья. Книга состоит из 15 частей, посвященных различным предметам, связанным с политикой, экономикой и обществом.
Окончательный вариант Арташастры был написан в 4 веке до нашей эры.
Каутилья признает свой долг перед своими предшественниками в своей книге, которая показывает, что существовала традиция писать и учить государственным ремеслам.
Мудраракшаша — пьеса, написанная Вишакха даттой . Он описывает общество и культуру того периода.
Malavikagnimitram, написанный Kalidasa, дает информацию о правлении династии Pusyamitra Sunga.
Бхаса и Судрака — другие поэты, которые написали пьесы, основанные на исторических событиях.
«Харшачарита» , написанная Банабхаттой , проливает свет на многие исторические факты, о которых мы не могли знать иначе.
Вакпати написал Гаудавахо , основанный на подвигах Ясовармана из Канауджа.
Викраманкадевачарита , написанная Билханой , описывает победы более позднего чалукского царя Викрамадитьи.
Некоторые из выдающихся биографических работ, которые основаны на жизни королей, —
Кумарапалачарита из Джаясимхи,
Кумарапалачарита или Дваяшрая Махакавья из Хемачандры,
Хаммиракавья Наячандры
Навасахасанкачарита из Падмагупты
Бходжапрабандха из Биллала
Приихвираджачарит Чандбардай
Раджатарангини , написанная Калханой , является лучшей формой написания истории, которая ценится современными историками. Его критический метод исторического исследования и беспристрастное отношение к историческим фактам заслужили его большое уважение среди современных историков.
Сангамская литература представлена в форме коротких и длинных стихов, состоящих из 30 000 стихотворных строк, которые разбиты на две основные группы: Патиненкилканакку и Паттупатту . Это описывает много королей и династий Южной Индии.
Сангам был поэтическим сборником группы поэтов разных времен, в основном поддерживаемых вождями и королями.
Сангамская литература была составлена большим количеством поэтов, восхваляющих их королей. Некоторые упомянутые короли и события также поддерживаются надписями.
Сангамская литература обычно описывает события до 4- го века нашей эры.
Геродот был зависим от персидских источников для его информации об Индии.
Геродот в своей книге «Истории» (написанной во многих томах) описывает индо-персидские отношения.
Подробный отчет о вторжении в Индию Александра был написан Аррианом .
Греческие короли посылают своих послов в Паталипутру . Мегастены, Деймах и Дионисий были одними из них.
Мегастены пришли во двор Чандрагупты Маурьи. Он написал об индийском обществе и культуре в своей книге под названием «Индика» . Хотя оригинальная работа была потеряна, но она часто цитировалась в работах более поздних авторов.
Книга «Перипл Эритрейского моря», написанная анонимным греческим автором, поселившимся в Египте на основании своего личного путешествия по побережью Индии примерно в 80 году нашей эры, дает ценную информацию об индийских побережьях.
Во втором веке нашей эры Птолемей написал географический трактат об Индии.
Греческое письмо об Индии, однако, основано на вторичных источниках. Они не знали языка и обычаев страны и, следовательно, их информация полна ошибок и противоречий.
Многие китайские путешественники время от времени посещали Индию как буддийские паломники; три важных паломника были —
Фа Хиен (Факсиан) — посетил Индию в 5 веке нашей эры
Хиуэн-Цанг (Сюаньцзан) — посетил Индию в 7 веке и
И-Цин (Ицзин) — посетил Индию в 7 веке.
Хиуен-Цанг дал ценный рассказ о Харшавардхане и некоторых других современных королях Северной Индии.
Фа-Хиен и Хиуэн-Цанг путешествовали по многим частям страны, и они дали преувеличенный отчет о буддизме во время своего визита.
Хиуен-Цанг упоминал Харшу как последователя буддизма, в то время как в своих эпиграфических записях Харша упоминает себя как преданного Шивы. Такие противоречия могут быть рассмотрены в связи с тем, что индийские правители носят многоконфессиональный характер, что может сбить с толку иностранца.
А.И.Бируни дал важную информацию об Индии. Он был арабским ученым и современником Махмуда Газни.
А.И.-Бируни изучал санскрит и через литературу приобретал знания об индийском обществе и культуре. Поэтому его наблюдения основаны на его знаниях об индийском обществе и культуре, но он не дал никакой политической информации своего времени.