После прихода ислама в Индию некоторые изменения можно увидеть и в религиозной практике. Религиозные идеи (особенно индуистские и мусульманские религии) были обменены. Однако в контексте религиозных тенденций наиболее заметными являются следующие два движения:
Суфийское Движение и
Бхакти Движение
В течение одиннадцатого века некоторые мусульмане (особенно те, кто приехал из Персии и близлежащих регионов) были в основном суфиями . Они поселились в разных частях Индии и вскоре собрали много индийских последователей.
Суфийская идеология поощряла любовь и преданность как средство приблизиться к Богу. Истинные Божьи преданные, с которыми связаны, приблизились (оба) к Богу и к своим собратьям. Во-вторых, суфии предположили, что молитвы, посты и ритуалы не так важны, как истинная любовь Бога.
Суфии, поскольку они проповедовали настоящую любовь к Богу и ближним, они были достаточно гибкими и терпимыми ко всем другим религиям и сектам и защищали, что путей к Богу может быть много.
Суфии продвигали уважение ко всем людям. Это было причиной того, что православные улемы не одобряли идеологию суфиев и говорили, что суфийские учения не согласуются с ортодоксальным исламом.
Многие из индусов также уважали суфийских святых и стали последователями. Однако суфии не пытались обмануть или обратить индусов в ислам, а посоветовали индусам стать лучше индуистами, любя единого истинного Бога.
Одним из самых популярных суфийских святых был Муин-уд-дин Чишти . Он прожил большую часть своей жизни в городе Аджмер (где он умер в 1236 году).
Муин-уд-дин Чишти подчеркнул на религиозной музыке и сказал, что религиозная музыка является одним из способов приблизиться к Богу.
Улемы не одобряли связь музыки с религией или Богом. Однако последователи Чишти проводили собрания в местах, где можно было услышать лучшую музыку.
Каввали была знакомой формой пения на суфийских собраниях. Некоторые песни на хинди также были популярны.
Баба Фарид, живший в Аджодхане (сейчас в Пакистане), также был популярным суфийским святым.
Низам-уд-дин Аулия был суфийским святым, которого любили как султаны, так и публика. Его центр находился в окрестностях Дели.
Низам-уд-дин Алия был смелым и честным человеком и защищал его свободным разумом. Если Низам-уд-дину Аулия не нравились действия даже султана, он говорил об этом и не боялся, как и многие другие люди.
В течение седьмого века движение бхакти развивалось в южной части страны (особенно в тамильских регионах). За определенный период времени оно распространилось по всем направлениям.
Алвары и наяннары тамильского религиозного культа начали традицию проповеди идеи бхакти через гимны и рассказы.
Большинство святых движения Бхакти были из небрахманских семей.
Как и суфийская идеология, идеология бхакти также учит, что отношения между человеком и Богом основаны на любви, и поклонение Богу с преданностью было лучше, чем просто выполнение любого количества религиозных церемоний. Святые Бхакти подчеркивали терпимость среди людей и религий.
Чайтанья , преданный Кришны, был религиозным учителем, который проповедовал в Бенгалии. Он написал много гимнов, посвященных Кришне.
Чайтанья путешествовал по разным частям страны и собрал группу своих последователей. В конце своей жизни он поселился в Пури в Ориссе.
В Махараштре идеология бхакти проповедовалась Джнанешварой. Джнанешвара перевела Гиту на маратхи.
Намадева, а в более поздний период Тукарам были довольно популярными святыми движения бхакти.
Кабир , который был в основном ткачом, был также святым бхакти (в Банарах). Доши (или куплеты), которые Кабир сочинил и проповедовал своим последователям, все еще читаются.
Кабир понял, что религиозные различия не имеют значения, потому что действительно важно, чтобы все любили Бога. У Бога много имен (например, Рам, Рахим и т. Д.). Поэтому он пытался создать мост между двумя религиями, а именно индуизмом и исламом.
Последователи Кабира сформировали отдельную группу, популярную как Кабирпанти . Позже Сурдас и Даду продолжили традицию бхакти.