Раджпуты всегда настаивали на том, что они принадлежали к касте кшатриев и были разделены на кланы.
Короли раджпутов принадлежали к упорядоченной семье, которая связывала их либо с солнечной семьей ( сурья-вамши ), либо с лунной семьей ( чандра-вамша ) древних индийских королей. Тем не менее, было четыре клана, которые утверждали, что они не произошли ни от одной из этих двух семей, а скорее от огненной семьи ( агни-кула ).
Четыре клана, а именно —
Pratiharas, (или Pariharas),
Чауханы (или Чахаманы),
Соланкис (или Чаулукьяс) и
Павары (или Парамарас).
Эти четыре клана Агникула основали свою власть в западной Индии и в некоторых частях центральной Индии.
Парихарас правил в регионе Канаудж;
Чауханы были сильны в центральном Раджастхане;
Власть в Соланки возросла в районе Катиавара и прилегающих районах, и
Павары обосновались в регионе малва со столицей в Дхар близ Индаура.
Кроме того, некоторые другие второстепенные правители также стали могущественными и постепенно строили небольшие королевства в различных частях северной Индии, например —
Непал,
Камарапа (в Ассаме),
Кашмир и
Уткала (в Ориссе).
Многие из горных штатов Пенджаба также развивались во время ранней фазы средневекового периода; такие как —
Чампака (Чамба),
Дургара (Джамму) и
Кулута (Kulu) в Химачале.
Некоторые другие заслуживающие внимания королевства центральной Индии (современные для раджпутов) были —
Люстры в Бундельханде,
Guhilas в Mewar к югу от Chauhans, и
Томара в Харьяне и Дели.
Через некоторое время чауханы победили Томарас и аннексировали их королевство.
Притхвирадж III , принц династии Чаухан, был самым могущественным королем того периода в северной Индии. Чандбардай, поэт хинди своего двора (Притвираджа), написал знаменитую поэму « Притхвираджа-расо» .