Учебники

Народные восстания и движения

Во время своего правления Аурангзебу пришлось иметь дело с рядом политических вопросов, таких как —

Маратхи в Декане,

Джаты и раджпуты на севере Индии,

Афганцы и сикхи на северо-западе и

Характер этих проблем отличался друг от друга, например —

В случае с раджпутами, это была в основном проблема преемственности .

В случае с маратхами это был вопрос независимости .

В случае с джатами это было столкновение крестьянско-аграрного происхождения.

В случае с афганцами это была проблема племен .

Единственным движением, в котором религия играла роль, было движение сикхов. Однако позже движения джатов и сикхов завершили попытки создания независимых региональных государств.

Иногда утверждается, что все эти движения, за исключением афганского, представляли собой индуистскую реакцию против узкой религиозной политики Аурангзеба.

Первым разделом, вступившим в конфликт с Империей Моголов, были джаты региона Агра-Дели, которые жили по обе стороны реки Ямуна.

Джаты были в основном крестьянами-культиваторами, лишь немногие из них были заминдарами. С сильным чувством братства и справедливости джаты часто вступали в конфликт с моголами.

Конфликт с джатами произошел во времена правления Джахангира и Шах Джахана по вопросу сбора земельных доходов .

Вся имперская дорога в Декан и западные морские порты проходила через район Джатс; следовательно, Моголы должны были предпринять серьезные действия против восстаний джатов.

В 1669 году под предводительством местного заминдара гокла восстали джаты (из Матхуры), которые быстро распространились среди крестьян этого района. Этот бунтарь заставил Аурангзеба лично принять серьезные меры. В результате джаты были побеждены, а Гокла был захвачен и казнен.

В 1685 году под предводительством Раджарама произошел второй мятежник джатов. На этот раз джаты были лучше организованы и переняли методы партизанской войны, сочетая их с грабежом.

Повстанцы были продолжены до 1691 года, когда их лидер Раджарам и его преемник Чураман были вынуждены сдаться. Несмотря на это, волнения среди джатских крестьян оставались постоянными, а их грабежи делали дорогу Дели-Агра небезопасной для путешественников.

В течение 18- го века, используя гражданские войны и слабость Моголов, Чураман основал отдельное княжество Джат в этом районе и изгнал раджпутских заминдаров.

В 1672 году в Нарнауле (неподалеку от Матхуры) произошел еще один вооруженный конфликт между крестьянами и моголами. На этот раз конфликт был с религиозным органом, известным как « Сатнамис» .

Сатнами были в основном крестьяне, ремесленники и люди из низших каст, такие как ювелиры, плотники, дворники, дубильщики и другие неблагородные существа.

Конфликты с афганцами (которые жили в горном регионе) были продолжены, и большая часть императоров Моголов сражалась с афганцами.

Акбар воевал против афганцев, и на войне он потерял жизнь своего близкого друга и очень умного и верного дворянина Раджи Бирбала.

Конфликты с афганцами носили частично экономический, а частично политический и религиозный характер.

Чтобы очистить Хайберский перевал и подавить восстание, Аурангзеб отправил в отставку Главного Бахши Амира Хана. После тяжелых сражений сопротивление афганцев было сломлено.

В 1672 году произошло второе афганское восстание. Акмал-хан был лидером, который провозгласил себя королем и ударил хутбу и сикку во имя его.

Рядом с перевалом Хайбер афганцы потерпели катастрофическое поражение; однако хану удалось сбежать.

В 1674 году Шуджаат Хан, великий могол, потерпел катастрофическое поражение в Хайбере. Тем не менее, он был спасен героической группой Rathors, отправленной Джасвант Сингхом.

В середине 1674 года сам Аурангзеб отправился в Пешавар и оставался там до конца 1675 года. Медленно, силой и дипломатией, единый афганский фронт был сломлен, и мир был восстановлен.

Сикхи были последними, кто вступил в военный конфликт с Аурангзебом; однако причины конфликта были политическими и личными, а не религиозными.

Гуру начали жить в стиле, с вооруженными последователями, и приняли титул сахха падашах (истинного государя).

Не было никакого конфликта с сикхским Гуру и Аурангзебом вплоть до 1675 года, пока Гуру Тех Бахадур не был арестован вместе со своими пятью последователями, доставлен в Дели и казнен.

Причина казни Тех Бахадура была неясна. Некоторые персидцы считают, что Тег Бахадур объединился с Хафизом Адамом ( патаном ) и создал неприятности в Пенджабе. С другой стороны, согласно сикхской традиции, казнь была вызвана интригами (против Гуру) некоторых членов его семьи, которые оспаривали его правопреемство.

Некоторые из историков писали, что Аурангзеб был раздражен из-за действия Тех Бахадура по превращению нескольких мусульман в сикхов и поднял протест против религиозного преследования в Кашмире со стороны местного губернатора.

Какими бы ни были причины, действия Аурангзеба были неоправданными с любой точки зрения и выдавали узкий подход. Кроме того, казнь Гуру Тех Бахадура заставила сикхов вернуться на холмы Пенджаба. Это также привело к тому, что сикхское движение (возглавляемое Гуру Говинд Синдом) постепенно превратилось в военное братство.

Гуру Говинд Сингх обладал значительными организационными способностями. Используя свое мастерство, в 1699 году он основал военное братство, широко известное как « Халса ».

Гуру Говинд Сингх обосновался в Маховале или Анандпуре в предгорьях Пенджаба. В данный период времени Гуру стал слишком могущественным.

Гуру Говинд вел серию войн против холма раджас и победил. Организация халсы еще больше укрепила руки Гуру в этом конфликте.

В 1704 году произошло открытое ущелье между Гуру и раджами на холмах, когда объединенные силы нескольких раджей на холмах атаковали Гуру в Анандпуре.

Раджам снова пришлось отступить и вынудить правительство Моголов вмешаться против Гуру от их имени.

Аурангзеб был обеспокоен растущей силой Гуру и попросил фугдар Моголов наказать Гуру.

Силы Моголов напали на Анандпур , но сикхи отважно сражались и отбивали все атаки, и их укрывали в форте.

Моголы и их союзники теперь захватили крепость, которая закрыла все виды движений. В результате внутри форта началось голодание, и Гуру был вынужден открыть ворота, по-видимому, пообещав безопасное поведение Вазир-хана. Но когда силы Гуру пересекали раздутый поток, силы Вазир-Хана внезапно атаковали.

Двое из сыновей Гуру были захвачены в плен, и в связи с их отказом принять ислам они были обезглавлены в Сирхинде. Кроме того, Гуру потерял двух своих оставшихся сыновей в другом сражении. После этого Гуру удалился в Талванди.

Джахангир продолжил политику Акбара по оказанию услуг ведущим раджпутским раджам и вступлению с ними в супружеские отношения.

Шах Джахан также поддерживал альянс с раджпутами, но он не назначал какого-либо раджпутского раджа на пост губернатора провинции, и никаких дальнейших супружеских отношений не было с ведущими раджпутскими раджами. Несмотря на то, что он (Шах Джахан) сам был сыном принцессы раджпутов.

Возможно, союзы с раджпутами стали настолько консолидированными, что казалось, что брачные отношения с ведущими раджами больше не нужны. Однако Шах Джахан оказал высокую честь руководителям двух ведущих домов раджпутов, а именно Джодхпура и Амбер.

Раджа Джасвант Сингх, правитель Марвара, был в пользу Шах Джахана. Во время вступления Аурангзеба он и Джай Сингх имели ряды 7000/7000.

Аурангзеб обеспечил активную поддержку махараны Мевара и поднял свой мансаб с 5000/5000 до 6000/6000.

Джасвант Сингх, которому было поручено присматривать за делами афганцев на северо-западе, умер к концу 1678 года.

В ноябре 1679 года Аурангзеб атаковал Мевар. Сильный отряд Моголов достиг Удайпура и совершил набег на лагерь Рана, который отступил вглубь холмов, чтобы вести изнуряющую войну против Моголов.

Война между Моголами и Раджпутами вскоре достигла патовой ситуации, поскольку Моголы не могли ни проникнуть в холмы, ни справиться с партизанской тактикой Раджпутов.

Со временем война стала крайне непопулярной. Принц Акбар, старший сын Аурангзеба, попытался воспользоваться ситуацией, и он пошел против своего отца.

В январе 1681 года принц Акбар в союзе с Дургадасом, вождем Ратора, направился к Аджмеру, где Аурангзеб был беспомощен, поскольку все его лучшие войска были задействованы в другом месте.

Принц Акбар, однако, задержался, и Аурангзеб смог разжечь раздоры в своем лагере с помощью фальшивых писем. В результате принцу Акбару пришлось бежать в Махараштру.

Аурангзеб заключил договор с Рана Джагат Сингх (преемник Рана Радж Сингх).

Новый Рана был вынужден сдать некоторые из своих парган вместо Иазьи, и ему было предоставлено 5000 мансабов под обещание верности и не поддержки Аджита Сингха, но это не принесло большой пользы.

Политика Аурангзеба в отношении Марвара и Мевара была неуклюжая и грубая, что не принесло никаких преимуществ для Моголов. С другой стороны, провал Моголов против этих штатов Раджпут повредил военный авторитет Моголов.

Разрыв с Марваром и Меваром ослабил союз Моголов с Раджпутами в решающий период.