Шаблоны являются основой общего программирования, которое включает в себя написание кода способом, независимым от какого-либо конкретного типа.
Шаблон — это план или формула для создания универсального класса или функции. Контейнеры библиотеки, такие как итераторы и алгоритмы, являются примерами общего программирования и были разработаны с использованием шаблонной концепции.
Существует одно определение каждого контейнера, например, вектора , но мы можем определить много разных видов векторов, например, вектор <int> или вектор <string> .
Вы можете использовать шаблоны для определения функций, а также классов, давайте посмотрим, как они работают —
Шаблон функции
Общая форма определения шаблонной функции показана здесь —
template <class type> ret-type func-name(parameter list) { // body of function }
Здесь type — это имя-заполнитель для типа данных, используемого функцией. Это имя может использоваться в определении функции.
Ниже приведен пример шаблона функции, который возвращает максимум два значения:
#include <iostream> #include <string> using namespace std; template <typename T> inline T const& Max (T const& a, T const& b) { return a < b ? b:a; } int main () { int i = 39; int j = 20; cout << "Max(i, j): " << Max(i, j) << endl; double f1 = 13.5; double f2 = 20.7; cout << "Max(f1, f2): " << Max(f1, f2) << endl; string s1 = "Hello"; string s2 = "World"; cout << "Max(s1, s2): " << Max(s1, s2) << endl; return 0; }
Если мы скомпилируем и запустим приведенный выше код, это даст следующий результат —
Max(i, j): 39 Max(f1, f2): 20.7 Max(s1, s2): World
Шаблон класса
Так же, как мы можем определять шаблоны функций, мы также можем определять шаблоны классов. Общая форма объявления универсального класса показана здесь —
template <class type> class class-name { . . . }
Здесь type — это имя типа заполнителя, которое будет указано при создании экземпляра класса. Вы можете определить более одного общего типа данных, используя список через запятую.
Ниже приведен пример определения класса Stack <> и реализации универсальных методов для выталкивания и извлечения элементов из стека.
#include <iostream> #include <vector> #include <cstdlib> #include <string> #include <stdexcept> using namespace std; template <class T> class Stack { private: vector<T> elems; // elements public: void push(T const&); // push element void pop(); // pop element T top() const; // return top element bool empty() const { // return true if empty. return elems.empty(); } }; template <class T> void Stack<T>::push (T const& elem) { // append copy of passed element elems.push_back(elem); } template <class T> void Stack<T>::pop () { if (elems.empty()) { throw out_of_range("Stack<>::pop(): empty stack"); } // remove last element elems.pop_back(); } template <class T> T Stack<T>::top () const { if (elems.empty()) { throw out_of_range("Stack<>::top(): empty stack"); } // return copy of last element return elems.back(); } int main() { try { Stack<int> intStack; // stack of ints Stack<string> stringStack; // stack of strings // manipulate int stack intStack.push(7); cout << intStack.top() <<endl; // manipulate string stack stringStack.push("hello"); cout << stringStack.top() << std::endl; stringStack.pop(); stringStack.pop(); } catch (exception const& ex) { cerr << "Exception: " << ex.what() <<endl; return -1; } }
Если мы скомпилируем и запустим приведенный выше код, это даст следующий результат —