Статьи

2011 во Flash и веб-приложениях: ретроспектива

С завершением 2011 года настало время подумать о некоторых основных отраслевых событиях года. Многое произошло … мы выберем некоторые кусочки, которые будут наиболее интересны разработчикам браузерных приложений и игр из мира индустрии, Интернета, среды выполнения, операционных систем, мобильных устройств и многого другого!


В первой половине этого года мы увидели выпуск Android 3.0 «Honeycomb» — специфичной для планшета версии популярной мобильной операционной системы. Одним из элементов, из-за которого эта версия ОС была повреждена, было отсутствие поддержки Flash Player. Позднее это будет исправлено, но не раньше, чем будет высказано много негатива по поводу упущения. Теперь, когда год почти подходит к концу, мы лучше понимаем, что могло способствовать этой задержке … и это печальное напоминание о том, что даже для крупных предприятий ресурсы далеко не безграничны.

Год был еще относительно молодым, когда март принес нам больше интересных событий. Adobe выпустила проект для Labs под кодовым названием «Wallaby» , приложение AIR, которое преобразует определенные FLA-файлы в вывод на основе HTML для выполнения анимации в браузере, когда Flash не поддерживается (iOS / WP7) или когда требуется вывод HTML , Сейчас, когда Adobe говорит о выводе HTML непосредственно из Flash Professional, возникает вопрос: может ли это быть конечным результатом этого прототипа? В том же месяце были представлены AIR 2.6 и Flash Player 10.2 для Android, которые наконец-то предоставили планшетам Honeycomb мобильный Flash Player.

В то же самое время, Unity выпустила огромный неожиданный анонс : будущие версии инструментов платформы смогут скомпилироваться в SWF для поддержки Stage3D во Flash Player. Это объявление открыло целый ряд существующих инструментов 3D для разработчиков Flash (тем более, что Adobe в основном не поддерживает 3D-инструменты для игр), а также расширил рынок распространения для текущих разработчиков Unity. Оба лагеря выигрывают! Это также явная демонстрация первоначальной стратегии Adobe в отношении Stage3D: предоставление поставщикам инструментов и инженерам фреймворков возможности создавать высокоуровневые компоненты на основе основных API Stage3D.

Мы также увидели интересный шаг от Microsoft за это время, когда компания публично попыталась убедить пользователей IE6 обновить свой браузер через веб-сайт ie6countdown.com . Когда даже Microsoft проводит кампанию, чтобы заставить пользователей обновиться с IE6 … ну … что мне еще сказать? Веб-сайт на самом деле является небольшим информационным ресурсом, который отслеживает упадок столь презираемого браузера. Вот с нетерпением жду 0%!


Весной появилось несколько крупных анонсов от Adobe, которые, казалось, сосредоточились вокруг конференции 360 | Flex в Денвере. Во-первых, Adobe анонсировала Creative Suite 5.5 и полностью пересмотренный график выпуска: вместо новой версии Creative Suite каждые 18 месяцев Adobe будет выпускать новую версию каждый год, чтобы сохранить актуальность инструментов в свете быстрых изменений, происходящих в Интернет и через мобильные устройства. Через несколько недель после анонса была выпущена версия CS5.5, а также основные обновления для Flash Builder, Flash Professional и платформы Flex.

Во время 360 | Flex команда Adobe Flex вышла на сцену, чтобы сделать еще одно важное объявление: создание новых отношений между Adobe и сообществом в форме проекта Spoon . В то время как Flex фактически был средой с открытым исходным кодом в течение многих лет, не было никакого организованного способа, которым сообщество могло бы фактически вносить исправления и изменения приемлемым способом. Проект Spoon установит модифицированный форк (или ложку [о, теперь я понял — Эд] ) кодовой базы, которая будет управляться сообществом. Затем патчи от этой ветки будут приниматься и интегрироваться в версию Adobe Flex по мере необходимости. Теперь, когда мы сидим в конце этого года, мы можем видеть, насколько жизненно важно было это объявление для текущей ситуации …

В других новостях Adobe был выпущен Flash Player 10.3, и Adobe продемонстрировала Flash Media Server 4.5 и реализацию HTTP Live Streaming (HLS) — формы потоковой технологии, которая объединяет данные в крошечные пакеты для передачи по обычному протоколу HTTP, а также позволяет поддержка битрейта для разных устройств и скоростей соединения. Это позволяет FMS передавать потоковое видео на iOS с помощью HTML- <video> . Здорово.

Одним из самых громких заявлений, появившихся на конференции Google I / O в этом году, был Google Chromebook . Chromebook — это устройство класса нетбуков, предназначенное для запуска только браузерных приложений, что приводит к очень быстрому запуску и постоянному хранению в облаке. Google также анонсировала новое обновление для Google TV, созданное на основе Honeycomb. При этом не только каждый пользователь получит преимущества обновленной ОС Android, но и Android Market будет включен на устройствах Google TV, что позволит разработчикам ориентироваться на эти системы наряду со смартфонами и планшетами. (По мнению многих разработчиков, отсутствие доступа к Market на оригинальном Google TV было огромным недосмотром.)

Последний заметный элемент для Spring был выпуском BlackBerry Playbook . Это было долгое время и предоставило клиентам, ищущим мощное планшетное устройство, альтернативу iOS и Android, поскольку ОС Blackberry Tablet основана на QNX — известной своей стабильностью и общей надежностью. К сожалению, планшет действительно не взлетел, так как на устройстве все еще нет собственного почтового клиента, календаря или Angry Birds *.

* Да, я шучу об Angry Birds. В основном.


Много случилось за летние месяцы. Flash Builder 4.5.1 был выпущен Adobe, добавив полную мобильную поддержку Flex для Android, iOS и Playbook. До этого разработчики должны были использовать всевозможные приемы для компиляции приложений для всех этих устройств; с 4.5.1 все это можно сделать через графический интерфейс приложения. В то же время Adobe также выпустила AIR 2.7 и таинственным образом прекратила поддержку AIR для Linux Desktop с учетом того, что участники Open Screen Partner могут взять на себя ответственность за получение будущих версий среды выполнения AIR в дистрибутивах Linux … хотя в то время написания, ничего еще не вышло из этого. (Что происходит, Adobe?)

В мире Apple была выпущена Mac OSX 10.7 Lion, отмечающая первые признаки влияния iOS в настольной операционной системе с интегрированным магазином приложений и расширенной поддержкой жестов. Многие были озадачены интеграцией мобильных элементов и концепций в настольную ОС … но с тех пор Windows, похоже, идет по тому же пути, так что это, вероятно, не будет изолированной идеей.

Google воспользовался проектом Adobe «Wallaby» и выпустил собственный инструмент преобразования Flash в HTML под названием Swiffy . Этот инструмент отличался от «Wallaby» тем, что он конвертировал SWF-файлы вместо FLA-файлов и использовал совершенно другой вывод. Тем не менее, дух и ограничения обоих инструментов являются общими: конвертируйте старый контент на основе Flash (AS2, графика с ограниченными возможностями) во что-то, что можно прочитать непосредственно через веб-браузер.

В июле Sony выпустила новость благодаря участию в проекте Open Screen , а также выпуску некоторых интересных планшетов на базе Android. Они также объявили «Конкурс приложений Adobe AIR», чтобы заинтересовать разработчиков в нацеливании на свои планшеты с помощью бета-версий AIR 3 наряду с собственными расширениями ActionScript (ANE), которые нацелены на определенные функции их оборудования. С недавним новым акцентом Adobe на игры, это был привлекательный конкурс для разработчиков, и он открыл пользователям новые возможности с ANE в AIR 3.

По странным новостям о планшетах была выпущена сенсорная панель HP с WebOS, которая была прекращена всего несколько недель спустя. Это было примечательным для разработчиков Flash, так как ожидалось, что Adobe будет тесно сотрудничать с Palm, а затем с HP, чтобы получить мобильный Flash Player на устройствах PalmOS / WebOS. Очевидно, этого никогда не было. С тех пор пользователи могут запускать Android в системе, что дает планшету определенную посмертную желательность.

Любой, кто был в Adobe MAX в прошлом году, помнит прототип, который был показан во время Sneaks под названием «Project EDGE» — который продемонстрировал платформу анимации, ориентированную на HTML5, JavaScript и CSS3. Adobe Edge Preview 1 был доступен для загрузки в Adobe Labs в течение лета и получил довольно впечатляющее количество загрузок за первую неделю. Хотя Edge Preview 1 был ограничен в функциональности, он показал большие перспективы.

Примерно в то же время, когда Edge впервые увидел свет, Adobe также запустила новый веб-сайт бета-ресурсов под названием The Expressive Web . Это проект, который Adobe объединила с целью создания ресурса и демонстрации для некоторых наиболее креативных и выразительных функций, добавляемых в Интернет. В дополнение к выделению и предоставлению информации о 12 новых функциях HTML5 и CSS3, сам сайт широко использует новые функции, такие как переходы CSS3, преобразование CSS3, веб-хранилище и многое другое, чтобы предоставить визуально привлекательный ресурс для изучения HTML5 и CSS3.

Лето также ознаменовало конец рынка Adobe AIR. Сервис существовал три года и в то время был хорошим каналом распространения приложений AIR. С тех пор появился ряд других рынков как для мобильных, так и для настольных компьютеров, что делает предложение Adobe несколько избыточным. Одна из самых прискорбных вещей в этом закрытии — то, что многие люди имели ссылки на AIR Marketplace для загрузки приложений … все они погибли 31 августа.


За несколько недель до Adobe MAX Microsoft провела конференцию BUILD, на которой они выпустили предварительную версию Windows 8 для разработчиков. Это был первый практический опыт работы с новым интерфейсом Metro, позаимствованным у Windows Phone 7, и пресса получила неоднозначные отзывы. , Однако самым поразительным открытием для Metro было то, что Internet Explorer 10, работающий в Metro, не будет поддерживать плагины для браузера. Нуль. Нет Flash Player, нет Silverlight, нет Java … ничего, кроме HTML, CSS и JavaScript. Если пользователь хочет использовать какой-либо из этих плагинов, он должен выйти из интерфейса Metro, чтобы вызвать «классическую» версию IE10, внутри которой плагины, такие как Flash Player, будут работать как обычно.

Так что теперь у нас есть два основных игрока в мобильном бизнесе — Apple и Microsoft, которые говорят «нет» мобильному Flash Player в пользу чистого HTML-опыта. (К сожалению, это идет вразрез со спецификацией HTML5, поскольку в действительности эта спецификация теперь позволяет использовать <embed> в качестве допустимого элемента!) Еще более шокирующими стали растущие слухи о том, что Microsoft может сворачивать усилия по продвижению Sliverlight. Действительно, тяжелое время для разработчиков Silverlight.

Октябрь принес нам Adobe MAX , на котором Adobe представила свою новую облачную платформу Creative Cloud , а также серию сенсорных приложений для планшетов, направленных на привнесение творческого самовыражения на планшетные устройства. Хотя планшеты обычно рассматриваются как потребительские инструменты, Adobe хочет изменить эту перспективу, и эти приложения для планшетов идут к этой цели. Creative Cloud также включает в себя подписку на Creative Suite по цене около 50 долларов США за лицензию. Не так уж и плохо — но не все хотят быть привязанными к модели подписки . Посмотрим, что будет, когда все будет готово в следующем году.

Был также ряд новых выпусков, приуроченных к Adobe MAX, включая Flash Player 11, AIR 3 и Edge Preview 3. Flash Runtime включал в себя множество замечательных новых функций, среди которых Stage3D (ранее Molehill), которая обеспечивает полное 3D-ускорение с помощью графического процессора рендеринг в браузере. На самом деле, во время основного дня второго дня Adobe смогла продемонстрировать полный движок Unreal (перенесенный на AS3 с использованием Alchemy ), работающий во Flash Player 11. Довольно впечатляюще. Стоит также отметить, что практически все новые сенсорные приложения были созданы с использованием AIR 3.

Даже несмотря на все замечательные объявления для разработчиков Flash, многие из тех, кто ушел из MAX, сделали это с предчувствием предчувствия … Adobe, похоже, говорила о HTML гораздо больше, чем Flash — и если вы не переходили ни на один из Flex Фьючерсные сессии, вы, вероятно, ушли с довольно пустым чувством. Это закончится через несколько недель, так как Adobe приняла довольно драматические решения относительно будущего платформы.


9 ноября Adobe запланировала регулярную встречу с аналитиками, чтобы обсудить, как идут дела в компании, и заложить некоторые основы для будущего года. Кроме того, как стало обычным явлением, все ожидали, что в это же время произойдет небольшая реструктуризация и связанные с этим увольнения. То, что на самом деле произошло, — это то, от чего индустрия все еще шатается

Отчеты начали распространяться накануне вечером, когда Adobe собиралась объявить об окончании мобильного Flash Player. Ходили также слухи, что вся команда Flash Professional была уволена. Теперь слухи часто просто так и не видят свет на самом деле. Многие в сообществе думали, что Adobe настолько сильна в мобильном плеере Flash Player, что добилась столь большого успеха, что это должен был быть просто еще один ужасный слух, который не мог быть правдой.

К сожалению, на этот раз слух был на 100% точным. Пресс-релиз и сообщение в блоге на следующее утро подтвердили, что Adobe намерена отказаться от всей будущей работы над мобильным Flash Player! Еще более тревожным было то, что заявления об увольнении мобильного Flash Player всегда были подкреплены заявлениями о полной поддержке HTML — даже до того, что указывали на HTML как на превосходную технологию. Это справедливо расстроило большое количество сильнейших сторонников Adobe в сообществе Flash и Flex. Кроме того, многие известные общественные деятели в Adobe участвовали в увольнении более 750 человек. Это 10% от общей рабочей силы компании. Уч. Для получения дополнительной информации я предлагаю прочитать сообщение Майка Чемберса о ситуации . К счастью, слух о команде Flash Professional был объявлен ложным.

Позже на этой неделе Adobe опубликовала больше информации о своих планах относительно Flex и сообщила, что SDK будет внесен в Apache Foundation и поддерживается Spoon, Adobe и сообществом в целом. Spoon, если вы помните, — это организация, созданная в апреле этого года, целью которой было сотрудничество с Adobe, чтобы открыть Flex SDK для более активного участия сообщества. Это следующий логический шаг в этом процессе. Имейте в виду, что Flex на самом деле был открытым исходным кодом с 2006 года … так что это был длительный процесс. Все эти проекты (включая PhoneGap) теперь под Apache — это хороший шаг; Фонд Apache уважают и создают. Adobe предоставила не только Flex SDK, но и компилятор Falcon нового поколения (и экспериментальную версию компилятора под названием Flacon JS), BlazeDS и внутренний набор инструментов тестирования. Флекс не умирает и там не умрет — теперь Adobe внесла поистине УДИВИТЕЛЬНЫЙ вклад в сообщество открытого кода!

Подведем итог:

  • Adobe прекращает разработку версии Flash Player для Android для веб-браузера для мобильных устройств. Это эффективно помещает будущие версии Android на тот же уровень, что и iOS в отношении Flash Player.
  • Они делают это в рамках масштабной реорганизации по переводу ресурсов на мобильные AIR на Android и iOS. Они также сосредоточены на инструментах и ​​вкладах в открытые веб-стандарты. Это хорошая вещь, в целом.
  • ВАЖНО: прошить через мобильный AIR на iOS, Android, Blackberry никуда не денется и получает больше ресурсов. Опять же, это то, с чем работало большинство разработчиков, а не мобильный Flash Player в браузере.
  • Mobile Flash Player 11 не исчезает на Android — но если телефоны Android хотят продолжать выпуск новых версий, они должны лицензировать исходный код и скомпилировать его для своих клиентов. Тем временем он останется доступным для скачивания и использования.
  • Мобильный источник Flash Player лицензируется для тех, кто хочет компилировать для своих собственных платформ (как это делает сейчас Blackberry). Так что мобильный Flash Player может вообще не уйти. Это зависит от партнеров.
  • Adobe также расширяет усилия в области HTML с помощью таких проектов, как Dreamweaver, jQuery и WebKit, Apache CallBack (PhoneGap) и, в частности, своего решения для управления движением и интерактивностью HTML / CSS / JS Adobe Edge.
  • Flex находится под Apache Foundation (где также будет находиться PhoneGap) и получит постоянную (надеемся, активную) поддержку со стороны проекта Spoon, самого Adobe и, возможно, других корпоративных участников.
  • Пользователям Android 4.0 (ICS) будет предоставлено обновление для мобильного Flash Player 11, и Adobe продолжит поддерживать среду выполнения с помощью исправлений безопасности и исправлений ошибок.
  • Сочетание хороших и плохих новостей — хорошее было абсолютно разрушено тем, как сообщалось плохое.

Android 4.0 «Ice Cream Sandwich» был наконец выпущен в ноябре. Одна из замечательных особенностей этого объявления заключается в том, что Google выпустил исходный код для ICS и Honeycomb! Все производители планшетов Android могут, наконец, воспользоваться этим ресурсом. Несмотря на то, что Flash Player в настоящее время не работает с ICS, Adobe взяла на себя обязательство предоставить обновление для Android, которое позволит работать на новой ОС.

В новостях Flash Runtime много ресурсов и демонстраций Stage3D появляются в сети. Чтобы получить хороший ресурс по использованию Stage3D для игр, я бы порекомендовал взглянуть на Руководство для начинающих по программированию игр Adobe Flash 11 Stage3D (Molehill), автор Christer Kaitila. Удивительно, но даже отреченные издатели консолей, такие как Square-Enix, серьезно относятся к Stage3D и начали демонстрировать некоторые игры, созданные с использованием этих технологий . Flash Player 11.1 и AIR 3.1 также были выпущены. Для тех, кто хочет получить краткий, БЕСПЛАТНЫЙ ресурс о том, что нового в каждой из этих сред выполнения; Я предлагаю вам ознакомиться с набором книг, опубликованных O’Reilly в составе библиотеки Adobe Developer: что нового в Flash Player 11 и что нового в Adobe AIR 3 . (Хорошо, да, я являюсь автором этих книг, но я не получаю от них роялти, поскольку они бесплатны!)

Сообщество веб-стандартов создало веб-сайт movethewebforward.org, целью которого является привлечение людей к обучению и внесению своего вклада в стандартные веб-технологии. Это особенно хороший ресурс для тех, кому может понадобиться руководство по текущему веб-ландшафту, хотя, похоже, здесь каждый найдет что-то для себя.

В качестве неожиданного шага со стороны HP WebOS станет частью сообщества разработчиков программного обеспечения с открытым исходным кодом. Похоже, что ОС еще не умерла, и HP не исключает возможности производства новых устройств на платформе WebOS. Никогда никого не прикинь.

Adobe провела небольшой «Саммит сообщества Flex» в Сан-Франциско с участием 20 разработчиков Flex из сообщества, чтобы обсудить будущее инфраструктуры Flex. Заявленная цель Встречи на высшем уровне состоит в том, чтобы «устранить путаницу, дать разъяснения и восстановить доверие». Некоторые из наиболее важных выводов из этого обсуждения включают в себя:

  • Руководители компании Adobe приносили извинения за то, как обрабатывались сообщения.
  • «На долгие годы Flex станет лучшим способом создания приложений для Интернета и настольных компьютеров». Дэнни Винокур (Adobe)
  • Участие Adobe в будущем Flex будет включать «десятки людей».
  • Apache Flex будет ориентирован на время выпуска.
  • AIR, Flex и Flash Player (не мобильные устройства) будут поддерживаться.
  • «Flash ориентирован не только на игры и видео. Игры помогают ускорить процесс, но каждый может получить выгоду от улучшений».
  • «Adobe стремится создавать приложения с использованием Flex и HTML5, а не только HTML5».
  • «Мы заинтересованы в том, чтобы наша технология времени выполнения [Flash / AIR] поддерживалась на максимально возможном количестве платформ».
  • Flash Catalyst был прекращен. Представление «Дизайн» в Flash Builder планируется удалить.
  • Новый компилятор «Falcon» будет готов к компиляции AS3 в 2012 году. Компиляция MXML может быть в 2013 году.
  • Falcon создан для работы со многими внутренними компиляторами, такими как FalconJS. Идея заключается в том, что разработчик может писать в AS3 / MXML и компилировать код с помощью Falcon, а затем кросс-компилировать вывод для JavaScript или других языков.
  • Рой Филдинг, основатель ASF, подробно ознакомился с процессом Apache Software Foundation.
  • Adobe больше не будет подписывать RSL, это будет сделано через Apache.
  • Предложение по инкубатору Apache практически готово.
  • Официальный документ Flex будет опубликован в январе.

Еще многое предстоит сделать, но хорошо, что дела идут позитивно. 2012 год наверняка будет интересным.

Мы завершаем год слухами о том, что Silverlight 5, скорее всего, станет окончательной версией этой среды выполнения . Хотя Silverlight никогда не улавливал способ, которым Microsoft изначально позиционировала его (как «убийцу флэш-памяти»), печально, что так много разработчиков, которые потратили свое время на эту технологию, могут остаться без времени выполнения. Silverlight многое сделал, чтобы подтолкнуть Adobe к действию — наращивая усилия по разработке среды выполнения и инструментов. Без конкурирующих технологий всегда есть возможность самоуспокоения … и это ни для кого не хорошо.