Экспертные системы (ES) являются одной из выдающихся областей исследований ИИ. Он представлен исследователями из Стэнфордского университета, факультет компьютерных наук.
Что такое экспертные системы?
Экспертные системы — это компьютерные приложения, разработанные для решения сложных задач в определенной области на уровне необычного человеческого интеллекта и опыта.
Характеристики экспертных систем
- Высокая производительность
- понятный
- надежный
- Очень отзывчивый
Возможности экспертных систем
Экспертные системы способны —
- консультирование
- Инструктаж и помощь человеку в принятии решений
- Демонстрируя
- Вывод решения
- Диагностирование
- Объясняя
- Интерпретация ввода
- Прогнозирование результатов
- Обоснование заключения
- Предлагая альтернативные варианты проблемы
Они неспособны к —
- Подмена человека, принимающего решения
- Обладая человеческими способностями
- Создание точного вывода для неадекватной базы знаний
- Уточнение собственных знаний
Компоненты экспертных систем
Компоненты ES включают в себя —
- База знаний
- Механизм логического вывода
- Пользовательский интерфейс
Давайте посмотрим их один за другим кратко —
База знаний
Содержит специфичные для предметной области и высококачественные знания.
Знания необходимы для проявления интеллекта. Успех любого ES в основном зависит от сбора высокоточных и точных знаний.
Что такое Знание?
Данные представляют собой сбор фактов. Информация организована в виде данных и фактов о предметной области. Данные, информация и прошлый опыт, объединенные вместе, называются знаниями.
Компоненты базы знаний
База знаний ES — это хранилище фактических и эвристических знаний.
-
Фактические знания — это информация, широко принятая инженерами знаний и учеными в области задач.
-
Эвристическое знание — это практика, точное суждение, способность оценивать и угадывать.
Фактические знания — это информация, широко принятая инженерами знаний и учеными в области задач.
Эвристическое знание — это практика, точное суждение, способность оценивать и угадывать.
Представление знаний
Это метод, используемый для организации и формализации знаний в базе знаний. Это в форме правил IF-THEN-ELSE.
Приобретение знаний
Успех любой экспертной системы во многом зависит от качества, полноты и точности информации, хранящейся в базе знаний.
База знаний формируется на основе показаний различных экспертов, ученых и инженеров знаний . Инженер по знаниям — это человек, обладающий качествами эмпатии, быстрого обучения и навыков анализа кейсов.
Он получает информацию от эксперта-субъекта путем записи, собеседования и наблюдения за ним на работе и т. Д. Затем он систематизирует и систематизирует информацию в форме правил IF-THEN-ELSE, которые будут использоваться машиной помех. Инженер по знаниям также следит за развитием ES.
Механизм логического вывода
Использование эффективных процедур и правил Механизмом Вывода имеет важное значение для выведения правильного, безупречного решения.
В случае ES, основанной на знаниях, Inference Engine получает и манипулирует знаниями из базы знаний, чтобы прийти к конкретному решению.
В случае ES на основе правил это —
-
Применяет правила повторно к фактам, которые получены из более раннего применения правила.
-
Добавляет новые знания в базу знаний, если требуется.
-
Разрешает конфликт правил, когда несколько правил применимы к конкретному случаю.
Применяет правила повторно к фактам, которые получены из более раннего применения правила.
Добавляет новые знания в базу знаний, если требуется.
Разрешает конфликт правил, когда несколько правил применимы к конкретному случаю.
Чтобы порекомендовать решение, механизм вывода использует следующие стратегии:
- Вперед Цепочка
- Обратная цепочка
Вперед Цепочка
Это стратегия экспертной системы, чтобы ответить на вопрос: «Что может произойти дальше?»
Здесь механизм вывода следует цепочке условий и дериваций и, наконец, выводит результат. Он учитывает все факты и правила и сортирует их, прежде чем прийти к решению.
Эта стратегия используется для работы над выводом, результатом или эффектом. Например, прогноз состояния рынка акций как следствие изменения процентных ставок.
Обратная цепочка
С помощью этой стратегии экспертная система узнает ответ на вопрос «Почему это произошло?»
На основе того, что уже произошло, Механизм вывода пытается выяснить, какие условия могли произойти в прошлом для этого результата. Эта стратегия используется для выяснения причины или причины. Например, диагностика рака крови у людей.
Пользовательский интерфейс
Пользовательский интерфейс обеспечивает взаимодействие между пользователем ES и самой ES. Обычно это обработка естественного языка, которая используется пользователем, хорошо разбирающимся в предметной области. Пользователь ES не обязательно должен быть экспертом в области искусственного интеллекта.
Это объясняет, как ES пришел к конкретной рекомендации. Объяснение может появиться в следующих формах —
- Естественный язык отображается на экране.
- Устные рассказы на естественном языке.
- Список номеров правил, отображаемых на экране.
Пользовательский интерфейс позволяет легко отследить достоверность выводов.
Требования эффективного пользовательского интерфейса ES
-
Это должно помочь пользователям достичь своих целей в кратчайшие сроки.
-
Он должен быть разработан для работы с существующими или желаемыми методами работы пользователя.
-
Его технология должна быть адаптирована к требованиям пользователя; не наоборот.
-
Это должно эффективно использовать пользовательский ввод.
Это должно помочь пользователям достичь своих целей в кратчайшие сроки.
Он должен быть разработан для работы с существующими или желаемыми методами работы пользователя.
Его технология должна быть адаптирована к требованиям пользователя; не наоборот.
Это должно эффективно использовать пользовательский ввод.
Ограничения экспертных систем
Ни одна технология не может предложить простое и полное решение. Большие системы являются дорогостоящими, требуют значительного времени на разработку и компьютерных ресурсов. ES имеют свои ограничения, которые включают в себя —
- Ограничения технологии
- Сложное приобретение знаний
- ES сложно поддерживать
- Высокие затраты на разработку
Приложения Экспертной Системы
В следующей таблице показано, где можно применять ES.
заявка | Описание |
---|---|
Домен дизайна | Дизайн объективов камер, автомобильный дизайн. |
Медицинский домен | Системы диагностики, позволяющие вывести причину заболевания на основании наблюдаемых данных, проведения медицинских операций на людях. |
Системы мониторинга | Постоянное сравнение данных с наблюдаемой системой или с предписанным поведением, таким как мониторинг утечек в длинном нефтепроводе. |
Системы управления процессом | Управление физическим процессом на основе мониторинга. |
Область знаний | Обнаружение неисправностей в транспортных средствах, компьютерах. |
Финансы / Торговля | Обнаружение возможного мошенничества, подозрительных сделок, торговля на фондовом рынке, планирование авиаперевозок, планирование грузов. |
Эксперт Системные Технологии
Есть несколько уровней доступных технологий ES. Технологии экспертных систем включают в себя —
-
Среда разработки экспертных систем. Среда разработки ES включает в себя оборудование и инструменты. Они —
-
Рабочие станции, миникомпьютеры, мейнфреймы.
-
Символические языки программирования высокого уровня, такие как LIS t Программирование (LISP) и PRO грамматика en LOG (PROLOG).
-
Большие базы данных.
-
-
Инструменты — они в значительной степени снижают усилия и затраты на разработку экспертной системы.
-
Мощные редакторы и инструменты отладки с несколькими окнами.
-
Они обеспечивают быстрое прототипирование
-
Имеют встроенные определения модели, представления знаний и дизайна вывода.
-
-
Оболочки . Оболочка — это всего лишь экспертная система без базы знаний. Оболочка обеспечивает разработчиков знаниями, механизмом вывода, пользовательским интерфейсом и средствами объяснения. Например, несколько оболочек приведены ниже —
-
Java Expert System Shell (JESS), которая предоставляет полностью разработанный Java API для создания экспертной системы.
-
Видван , оболочка, разработанная в Национальном центре программных технологий в Мумбае в 1993 году. Она позволяет кодировать знания в форме правил IF-THEN.
-
Среда разработки экспертных систем. Среда разработки ES включает в себя оборудование и инструменты. Они —
Рабочие станции, миникомпьютеры, мейнфреймы.
Символические языки программирования высокого уровня, такие как LIS t Программирование (LISP) и PRO грамматика en LOG (PROLOG).
Большие базы данных.
Инструменты — они в значительной степени снижают усилия и затраты на разработку экспертной системы.
Мощные редакторы и инструменты отладки с несколькими окнами.
Они обеспечивают быстрое прототипирование
Имеют встроенные определения модели, представления знаний и дизайна вывода.
Оболочки . Оболочка — это всего лишь экспертная система без базы знаний. Оболочка обеспечивает разработчиков знаниями, механизмом вывода, пользовательским интерфейсом и средствами объяснения. Например, несколько оболочек приведены ниже —
Java Expert System Shell (JESS), которая предоставляет полностью разработанный Java API для создания экспертной системы.
Видван , оболочка, разработанная в Национальном центре программных технологий в Мумбае в 1993 году. Она позволяет кодировать знания в форме правил IF-THEN.
Разработка экспертных систем: общие шаги
Процесс разработки ES является итеративным. Шаги по разработке ES включают в себя —
Определить проблемный домен
- Проблема должна подходить для экспертной системы, чтобы решить ее.
- Найти экспертов в области задач для проекта ES.
- Установить экономическую эффективность системы.
Дизайн системы
-
Определить технологию ES
-
Знать и установить степень интеграции с другими системами и базами данных.
-
Поймите, как концепции могут лучше всего представлять знания предметной области.
Определить технологию ES
Знать и установить степень интеграции с другими системами и базами данных.
Поймите, как концепции могут лучше всего представлять знания предметной области.
Разработайте прототип
Из базы знаний: инженер знаний работает для —
Инженер по знаниям использует примеры для тестирования прототипа на предмет любых недостатков в производительности.
Конечные пользователи тестируют прототипы ES.
Тестировать и обеспечивать взаимодействие ES со всеми элементами ее среды, включая конечных пользователей, базы данных и другие информационные системы.
Хорошо документируйте проект ES.
Обучите пользователя использовать ES.
Постоянно обновляйте и обновляйте базу знаний.
Удовлетворение новых интерфейсов с другими информационными системами по мере развития этих систем.
Доступность — они легко доступны благодаря массовому производству программного обеспечения.
Меньше себестоимости — стоимость производства разумна. Это делает их доступными.
Скорость — они предлагают отличную скорость. Они уменьшают объем работы, которую выполняет человек.
Меньше частоты ошибок — уровень ошибок ниже по сравнению с человеческими ошибками.
Снижение риска — они могут работать в среде, опасной для человека.
Устойчивый ответ — они работают стабильно, не испытывая движения, напряжения или утомления.